В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Жизненный путь Валерьяна Пидмогильного

11-08-2017

В поле зрения новеллиста - интеллигенция на фоне революции, голодных лет гражданской войны и времени по революции в будничной срезе его жизни; Ги боли, барахтанье, упадок и попытки сохранить собственное «я», наконец, попытки как-то вписаться в бытие, которое отнюдь ее не милует, приспособиться к нему, отчего возникает ряд трагических ситуаций, а вхождение человека с укоренившимися социальными привычками в новый быт, новые житейские коллизии не может происходить безболезненно. Писатель мастерски исследует этот процесс. Он - мастер четкой фразы, точного образа, светотени, умел тонко воспроизвести глубокие движения человеческой души, виртуозно владел текстом. Немалое значение имел для него импрессия, любил он фразу-афоризм, и, хотя в предисловии к «Проблемы хлеба», адресованной своему приятелю, одному из самых тонких и изысканных украинских поэтов, Евгений Плужник, иронически вещает о фабульные, сюжетную литературу, его художественные Новель -не структуры безупречны. А вот и сама эта мысль: «Мой долг дополнить себя серьезностью в писательстве должно проявиться прежде всего в одкиданни сюжета. Ох, этот славен сюжет и не менее знаменитая фабула! Не в катастрофическом стремлении современного читателя к легкотравности и занятности берет свои корни ся неопределенная пара? Его смысл, и читатель может быть уверен, что его требования удовлетворят. Но я не могу признать рации тем профессорам, что с глубокомысленным покоем, и тем их ученикам, что с юношеским задором выступают на страницах наших журналов оглядки антрепренерами этого дела. Я не могу признать рации тем писателям, свои искания кончают на фабульных конфетах.

Я уже говорил, влекущих В. Пидмогильного преимущественно будничные ситуации (моменты существования), но не чурается он и прямого описания коллизий войны со всей сложностью тогдашней борьбы. Писатель смотрит на происходящее глазами рядового интеллигента или ученика гимназии (пресимпатичне рассказ «Гайдамаки» из первой книги), который бросается в военные соревнования не так из идейных побуждений, как через ощущения собственной неполноценности и абсурдности своего и вообще человеческого существования, и стремится утвердить свое « я », хотя в смешных и аляповатых формах; или типовой городской семьи, которая постепенно терял революционные иллюзии и всю силу тратил на то, чтобы выжить (« Третья революция »). Последний рассказ интересен по-особенному, потому изображена писателем семья - своеобразное собрание самых разнообразных типов интеллигенции того времени: экзальтированная барышня Ксана (винниченковский типа) с ее чисто мещанским влечением к псевдогероическое личности Нестора Махно; дореволюционный поступовець, даже революционер Андрей Петрович, которого реальность революции не только ужасал, но и превращает в обычного обывателя; Марта Даниловна, имевший только одну заботу - сохранить себя и семью, и ее муж Григорий Афанасьевич, обычный труженик-чановник, основной интерес которого - ходить на службу, независимо от того, кто эту службу дал; коммунист Алеша, с его загадочными конспи-рациями, и наконец - ясная, простая, захваченная от всего, что происходит, несмотря на кровь и убийства, душа мальчика Кольки с его безоговорочным оптимизмом - все эти люди оказываются в водовороте понятным или полностью абсурдных событий, на которые каждый по-своему реагирует. Вместе с тем В. Шдиогяльний показывает И стихию разбуженного села с его темным инстинктом к уничтожению (в махновском варианте), т.е. он одним из первых в украинской литературе сказал слово не только о строительную силу в революциЗ, но и о безоглядно разрушительную, предсказал ее перерождение или, собственно, вырождение.

В 1927 году писатель завершает роман «Город», который печатает следующем году в Харькове. Роман имел успех, «Книгоспилка» сразу же Его переиздал (1929), а Б. Елисаветская переводил на русский язык - в 1930 году роман выходит в серии «твор-чество народов СССР», Творческая сила романа чувствуется и теперь, по крайней мере читается он с немалым интересом. Роман написан как психологический произведение - это история человеческой души, возможно, с автобиографическими элементами, но писатель сам предостерегал против отождествления героя с автором.

Герой романа Степан Радченко приходят в город, поступал в вуз, не заканчивает Его, стал писателем, сотрудником журнала, принимает участие в киевском литературном Жатт В поэту выгорел-ском легко узнать Евгения Плужника. Некоторые размышления о литературе наяву авторские, но, глубже присмотревшись, убеждаешься - роман этот не автобиографический, Речь идет о совсем другой тип художника. Главная ценность романа в том, что писатель создал образ героя неоднозначен, далек от поэтики плаката, который бытовал в ту пору, - это образ диалектически переменный, полный противоречий, внешне вроде привлекательный, но, как отмечал подруга Степана Зоська (действительно светлая душа), с темным содержимым. Это тип этакого себе завоевателя, который двинулся на город, чтобы положить его себе под ноги, словно и не такого дикого, которого изобразил писатель в «Третий революций», а культурного (по крайней мере, внешне, ибо внутри у него что-то от этого дикого зверя осталось ). Это человек с не совсем размытыми представлениями о добре и зле, но не способна ривноважиты в себе то добро или зло, не способна утверждать то одно из них, следовательно, человек, склонный к беспринципности. Узнаем в герое В. Шдмогильного и Любого Вторая из известного романа Ги де Мопасан, но он сложнее, неординарнишиЙ, я бы сказал, опаснее Любого Вторая, ибо тьма его души неоглядные для него самого. Больше - герой презирает ней, ведь цель у него одна - завойовництво, и именно на это он тратит себя, свои способности и талант.

Роман был воспринят официальной критикой с раздражением, а впоследствии его записали в «реакционные» и запретили. Против В. Шдмогильного был организован целый кампанию. Писатель держался мужественно. Он, человек почтенной и требовательной литературной школы, идет по пути художника аналитического, вдумчивого и кристально честного. Он и здесь моралист в положительном смысле этого слова. В его романе, кроме большой проблемы, - пластические картины жизни его эпохи. Герои - не манекены, которые провозглашают газетные истины, а живые люди, со своим добром и злом, со своей малостью и величием, со своими печалями и бедами. Что ж, писатель пытался доказать экю правоту: он объяснял, давал ответы на анкеты, но все напрасно - поступали времена тяжелые и угрюмые.


Другие статьи по теме:
 Станислав Лем. Жизнь и творчество
 Жизнь и творчество Анатолия Шияна
 Жизнь и творчество Ивана Чендея
 Жизнь и творчество Ивана Франко
 Жизнь и творчество Ивана Микитенко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: