В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Актуальная информация оборудование для теплиц из поликарбоната у нас на сайте.

Жизненный путь Валерьяна Пидмогильного

11-08-2017

Вообще говоря, В. Подмогильный - один из найинтелигентни-ших и тончайших украинских писателей с хорошей литературной школой, в свое время отметил критик Михаил Доленго: «Валерьян Подмогильный дает классически яркие образцы совершенно иного эмоционального тона творчества - тона типичного не для буржуазной и яе для трудовой группы, а специфически свойственного для Интеллигенции, как межклассовой группы И т.д. Если каждая класса выдвигает свою интеллигенцию. так и сама «интеллигенция, в обычном смысле слова, может выдвинуть для удовлетворения своих интеллектуальных интересов тоже свою интеллигенцию» (А. Лейтес, М. Яшек Указанная работа, с. 280). То есть это был продолжатель того русла украинской литературы, его представляли Михаил Коцюбинский, Леся Украинской, Владимир Винниченко или Галина Журба, - русла литературы для интеллигенции, литературы, я бы сказал, тонкого письма. Нельзя также не отметить, что в произведениях В. Пидмогильного чувствуется осведомленность автора в философии: не тем объясняется его чрезвычайная близость к идеям и эстетике экзистенциализма, в частности в той эпохе, когда эта эстетика в Европе только начиналась.

Валерьян Подмогильный заявил о себе как писатель в весьма

раннем возрасте. Перта его книга, собственно, книжечка под громким названием "Сочинения, том 1», обозначенная на титуле двумя рвами - 1919 и 1920, а сами рассказы этой интересной публикации подписаны 1917 и 1918 годами - писателю тогда было ел-17 лет. Можно определенно сказать, что среди украинских вундеркиндов, разве что Леся Украинской могла бы превзойти его зрелостью своего творчества. Следовательно, уже в 16-17 лет Валерьян заявил себя писателем, создав ряд рассказов таки незаурядного уровня, хотя его перо еще оставалось ученическим. Историкам литературы еще предстоит исследовать, кто влиял на талантливого юношу и в каком кругу он вращался. Факт тот, что эта тоненькая, печатная на плохой бумаге книжечка в серой обложке может по праву считаться одной из самых интересных книг, вышедших в годы революции и гражданской войны. Здесь имеется свежесть письма, небудничность ситуаций, слово дышал энергией И своеобразным «ароматом» - дебют, скажем, был многообещающий. Книжечка вышла в Екатеринославе или, как тогда его называли, Сичеславе, а юный писатель вскоре переезжал, как мы уже говорили, в Киев. В журнале «Путь искусства» (1921 .- № 2) уже увидела свет повесть «Остап Шептала». Его имя появляется в сборниках «Водоворот революции» и «Октябрь» (1921), а в 1922 рапе упомянутая нами повесть «Остап Шавтала» выходят в Харькове. Она стала нибм рубиконом между ранней, какой интересной, но все же учащейся прозой, которая собрана в первой книге, и искусными, блестящими рассказами «В эпидемическом бараке», «Собака», «Проблема хлеба», которые датируются 1920-1921 годами ..

Повесть следует назвать безупречной: отчасти схематические обравм, еще неумелые диалоги, собственно, не так неумелые, как искусственные, но несмотря на то - это уже новое слово в творчестве писателя. Все упомянутые произведения этого времени можно было бы назвать классическими образцами экзистенциализма - течения современной философии и литературы, особенно ярко оформилась в 20-е годы и получила распространение во Франции и Германии.

Напомним кратко П постулаты, ибо без этого трудно понять творчество В. Пидмогильного. Основной категорией в философии экзистенциализма (термин происходит от латинского ехяияиепйа - существование) есть понятие существования, которое отождествляется с индивидуальным переживанием человека, в первичным. Человек создает мир, каким хочет его видеть. Внешний мир без человека - абсолютное ничто, человек же в мире находился со своим бытием. Заброшена в водоворот иррационального, недоступного разуму бытия, она ищет в нем свою сущность. ЭТИ искания вызывают ужас, отчаяние, ощущение трагедии бытия, которые и составляют главное содержание личной жизни человека. Общество для экзистенциалистов - нечто

чужое, которое разрушает внутренний мир индивида. Во взглядах на искусство экзистенциалисты подчеркивают иррациональности содержания художественных избрал; искусство, наконец, имел влиять на чувства. Значительное внимание экзистенциалисты уделяли так называемому «пафоса смерти», ибо полагали, что смерть - центр умственных устремлений. Они отрицали религиозную идеологию в ортодоксальной форме - здесь классическими образцами являются «Добрый Вог» и «Иван Босой» В. Пидмогильного, - но саму религию не возражали. Они считали Богом иррациональной иезбагнену роаумом сверхъестественную И над-реальиу силу, ту ^ ААП, что такой взгляд на Бога встречаем и у Григория Сковороды.

В общем, в повести «Остап Шаптала» можно найти ряд ре-минисценций иа Сковороды, творчество которого В. Пидмогильннй наверняка хорошо знал. Чтобы убедиться, что это действительно так, достаточно вспомнить «Сон» Г. Сковороды - то место, где мыслитель представлял себе простонародья, которое идет по улице », гомонячи и веселясь:« В один ряд поставили женскую, а во второй - мужской пол. Кто хороший, кто на кого похож И кому достоин быть мужчиной или женщиной - сладко они то производили ». Примерно такое же видение видит Галай в «Остап Шаптала», когда вспоминает манифестацию, на которую попал. Спрашиваем это место: «С неуклюжего топот он выловил ритм и от себя вложил гармоничность в движения людей. Перед запертыми глазами ему было уже не разноцветная толпа с острыми движениями, а величевний к & зкрвнй балет, люди в нарядах ... женщины И мужчины приближались друг к другу и, как волны, сливаясь, безумно крутились буйным водоворотом и вдруг, как брызги, рассыпались вновь - женщины с довел улыбками, И мужчины с пламенем недовольства на лицах. И опять начиналось медленное, страстно приближение ».


Другие статьи по теме:
 Поэзия Владимира Сосюры
 Жизненный путь Т.Г. Шевченко
 Жизнь и творчество Архипа Тесленко
 Жизнь и творчество Ивана Франко
 Жизненный и творческий путь Г. Косынки

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: