![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Жизнь и творчество Ивана Чендея |
22-02-2023 |
Традиционные представления о фаталистическую определенность судьбы человека на земле, о необходимости ежедневного, ежеминутного общения с природой, о неисчерпаемости гармоничной последовательности и изменяемости поколений, времен года, будней и праздников, человеческих обязанностей, радостей и печалей настолько органичны для Михаила Пригары, что с нарушением этих норм и форм бытия начинают шататься и разваливаться его духовные и моральные основы.
Пройдет более десяти лет после написания «Птиц ...», и российский прозаик Валентин Распутин в повести« Прощание с Матерой »обратится к этим проблемам и выступит против утилитаризма, игнорирование древних святынь, которые духовно объединяют человека с его прошлым, с землей. Чендей одним из первых в украинской прозе 60-х годов художественно убедительно раскрыл внутренний человеческий смысл единства человека с духовным материком своего народа, с моральными ценностями, приобретенными в веках.
В творчестве И. Чендея перекрещиваются важные социальные, духовные и нравственные координаты истории Закарпатья. Уверенно приближался писатель к народному характеру-типа, ненавязчиво, но последовательно, от произведения к произведению, проводя идею добра, высокого предназначения человеческого бытия на земле.
Изведанных во многих селах и дальних окрестностях зажил мастер-плотник Иван (повесть «Ивану журавли»). Когда поминали его люди вспоминали мосты Иван построил, дом, которые он возводил, дороги, его руками проложены ... Мамины неутомимые руки возвышенно воспетые в повести «Колодезная вода». У отца (автобиографическая повесть «Луна голубого овиду») - широкая, жесткая, мозолистыми ладонями как свидетельство порядочности и добродетели. И слова отца, которые в значительной мере определяют свойственные творчеству Ивана Чендея морально-этические принципы характеротворення: «Честно делать тяжело, но от честной работы легко на душе ...»
Следующие сборки Ивана Чендея - «Теплый дождь», «Сказка белого инея», «Колодезная вода» свидетельствуют сосредоточенность писателя на исследовании социально-психологической природы человеческих характеров, их морально-философских первооснов.
Неизменно в центре внимания писателя - веками витворювани народом духовные ценности. Как понимать духовность? Где, когда, в какой ситуации теряются определяющие критерии интеллигентности, элементарная самокритичность, как это произошло с писателем Амана (рассказ «Насекомое в янтаре»)? Почему его так стремительно захватила жажда наживы, надменная довольство своими писаниями? .. Пришла старость, окутала одиночество, и теперь Аман с горечью вспоминает слова покойной жены: «Ты всю жизнь бровей на гору, а действительно всего выбирался на утлой пригорке ...»
Рассказ «Насекомое в янтаре» написано не в традиционной для Ивана Чендея манере. Средствами иронии, сарказма, уверенными переходами от монологической рассказы в «отстраненной» констатации событий, вмонтирования в текст рассказа небольшой пьесы о «борьбе» Амана с издательством Иван Чендей достигает значительного эффекта в сатирическом развенчанию новейших форм общественного мимикрии.
История его края - в его произведениях. Она отражается в них шумом голубых горизонте детства, сложными перипетиями человеческих взаимоотношений, светит волшебным светом народных сказок и легенд ...
1 2 |





Добавить комментарий: