![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Жизнь и творчество Архипа Тесленко |
24-02-2023 |
Архип Тесленко - одна из самых трагических фигур в украинской литературе. И не только потому, что непрестанно барахтался в сетях бедняцкого глухого села, скитался по судам, этапах, тюрьмах, ссылках, заболел туберкулезом, и прожил короткую жизнь: всего-то 29 лет. А еще и потому, что в силу многих объективных и субъективных причин писатель избрал трагическое как средство эстетического отображения действительности. В начале XX века в своем творчестве он стремился художественно постичь процессы, происходившие на селе, и отражал в своих произведениях стихийный, традиционный батрацких протест против кулачества и мелкого чиновничества. В новых условиях освободительного движения в трактовке смысла бытия и небытия социально и эстетически писатель выступил в русле революционной демократии, хотя поиски идеала давались нелегко. В бесконечных схватках с социальной действительностью, кончались для него, как правило, поражением, А. Тесленко все чаще склонялся к мысли о казненных жизни как протест против этой действительности. Такая философия - следствие жизненной практики именно батрацкого прослойки украинского села, который не имел перспективы, представители которого в подавляющем большинстве были обречены на жалкое существование, и лишь отдельные становились на путь сознательной борьбы.
Классовый конфликт между богатством и бедностью углублялся. Политические силы фиксировали его, но радикальных путей выхода из положения не предлагали. К тому же сельская глубинка была отрезана от идейно-политических центров. Этой политической неграмотностью крестьян умело пользовались зажиточные слои и сельская старшина. А. Тесленко участвует в революционных событиях на Лохвиччини. В полицейских бумагах его характеризуют как человека крайних взглядов. Он верил в неизбежность демократических преобразований, боролся против черносотенства, не разделял взглядов либералов-народников.
Но почему же тогда идейная программа А. Тесленко кажется на первый взгляд ограниченной? Почему жизненная позиция большинства его героев основывается преимущественно на суждении: «... для чего так жить!» И почему такие смутные мечты его положительных героев о «нечто прекрасное, великое»?
В начале XX в. крестьянская демократия на селе была уже серьезным общественной силой. Писатель переживает крестьянским демократизмом, имеет связи с социал-демократами, включается в культурно-просветительскую деятельность, создает театр для крестьян, распространяет политическую литературу.
Выступления крестьян против помещичьего произвола не были единичны. Они стоголосою эхом раскатывались из края в край, будили мысль, объединяли крестьян к организованной борьбе за свободу, против самодержавия. Шел 1905 год. В села проникало слово социал-демократов. Оно было близким батрачества.
Но вероятно, что были деревни, особенно в глубинках, где идиотизм крестьянского бытия был слишком законсервирован, где протест был молчалив, а на деле «ни слова, ни полслова», где люди обречены «страдать и бояться смерти, ныть, хвататься за полы жизни , чтобы только жить, не зная для чего и зачем ... »





Добавить комментарий: