В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Жизнь и творчество Архипа Тесленко

16-10-2017

Изредка кому из батрацких детей везло на время попасть в школу. Тех учеников, кто докапывался ко всему, интересовался, хотел знать больше, чем давала школа, исключали. Исключали также за мудрствування: «... плевел нам в пшенице не надо» («веди в яму!"), За то, что «розсуждав, залезал в ересь» («Нет мамочки!") Другие через лишения школу бросали. Классическим на тему школы есть рассказ «Школьник». Одаренный Николай жадно тянется к обучению. Но именно через школу конфликт дома. «Школа ... школа - вымогательство, школа - грабеж ... Школа последнюю рубашку взыщет с тебя ». Коля вынужден бросить школу и водить старцев, ибо «есть нечего, топить нечем, удягтися ... Так меня в поводатори это ... »

Есть ли какие в жизни дороги батракам? Е. Тесленко их прослеживает. Одна из них - заробитчанская. Покидает человек свое село и нанимается по хозяйствам, по экономиях. Заработки! Это - «оди-чавить, нырнут в темноте, в грязи» («веди в яму!") Многие из них в найме пополняли ряды безработных, нищих, добывали себе болезни, кормили клопов в ночлежках. Как правило, кончали жизнь они самоубийством. Много самоубийств в произведениях А. Тесленко, начиная с первого - неопубликованной пьесы «Не стоит жить». «Веди в яму!», «И это называется жизнью!», «Эх, жизнь, черт забрали тебя», «Эх, не для меня этот мир, не для меня ...» - так часто думают герои рассказов.

Вторая дорога - поиски правды, дорога сложная, опасная. На этой дороге писатель видит писаря, сельских учителей, молодых людей, исключенных из школ и семинарий. Общественные взгляды каждого из них в отдельности - неразличимы. Но все они вместе создают коллективный портрет разбушевавшегося общественными движениями села. Героя рассказа «веди в яму!» Исключили из школы за то, что в Бога не верил и «к вере докапывался». А что книги читал, заступался за людей, то его объявляют бунтовщиком, «демократом, забастовщиком» и осуждают. Дорога у него одна - в яму. Такая же судьба героя рассказа «Нет мамочки». В рассказе «Прощай, жизнь» кончает с жизнью учитель, которого уволили с работы и объявили неблагонадежным. Более полно очерчены характеры протестантов в произведениях «Истинно русский человек» и в «В когтях у человека». Появление на селе новой, демократической интеллигенции связана с революционными событиями 1905 года. Такова учительница Аленка из повести «Утраченная жизнь». В соревнованиях с местными богачами, «сытыми, тупыми», сломалась ее идея работать для народа, сломалась и она сама.

Не только отдельных представителей чиновничества, духовенства развенчивает писатель. Он разоблачает институции: волостной старшину, сельские школы, монастыри, суды, полицейские учреждения, земские собрания, казенные палаты, постоялые дома, канцелярии, тюрьмы, церкви, Думу - все, где не находит трудящийся человек защиты. Именно в этом широта программы А. Тесленко.


Другие статьи по теме:
 Жизненный путь Валерьяна Пидмогильного
 Жизнь и творчество Анатолия Шияна
 Жизнь и творчество Виктора Близнеца
 Жизнь и творчество Валерьяна Пидмогильного
 Жизнь и творчество Ивана Франко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: