В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Земляк Василь

07-03-2024

Творчество Василия Земляка почти с I-х его серьезных шагов в литературе привлекла к себе интерес, а после возникновения "Лебединой стаи" (I-я публикация: Днепр. 1971. № № 1-3) автор на длительное время стал объектом дискуссий об украинской прозе 70 -х гг., впрочем сперва критика была так себе единодушной в оценке этого романа. И все-таки совместно со II-й книгой ("Салатовые Мельницы", 1976) это произведение было отмечено 1978p. Государственной премией Украины им. Т. Шевченко, выдержал течение немногих лет ряд изданий.

Совместно с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василь Земляк (Василий Сидорович Вацик) в украинскую литературу 50-х гг.. За плечами, в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его влекло небо, и он, сельский парень из Винницкой, стал курсантом авиаучилища в Харькове), жестоко сокращенная войной молодость, тяжелое ратный опыт (был партизаном и изведал весь драматизм борьбы с оккупантами в их тыла).

Как прозаика незаурядного В. Земляка заметили после возникновения печатью 2-х его повестей - "Родная сторона" (1956) и "Каменный Брод" (1957). Посвященные теме украинского послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взяты из жизни коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли "географию" образно осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х гг. они появлялись и как произведения художественно своеобразны, и как видная дань с "типичными" чертами так называемой колхозной прозы.

Творческое возмужания Василия Земляка как писателя, который уже имел свою тематику и своеобразный стиль, показали 2 следующих его произведения - повести "Гневный Стратион" (1960) и "Подполковник Шиманский" (1966), которые представили читателю уже опытного и сформованишого автора. Опираются в собственной основе на факты времен войны (а их автор постоянно брал из личного опыта), эти повести, в сравнении с 2-мя предыдущими, искусно построенные сюжетно, серьезно читабельнее и, при этом, выразительные как произведения в точности Василия Земляка: общий их тон приобретает ту очерченность, гибкость, I раз ассоциируются с творческой личностью этого писателя.

Вероятно, что на создание новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его интересы. Работая на Киевской киностудии им. А. Довженко, он создает несколько сценариев, названных, хотя, киноповестями - "Олесь Сапожник", "Новеллы Багрового дома", "Последний патрон" (1956 - 1963). Автор чувствует вкус к динамичному сюжету, с четко выраженного противоборства сил, которое граничит с приключенчество. Однако при этом не теряет приобретенного прежде, т.е. в целом не меняет уже произведенных манеры речи и взгляда на изображаемый мир.

Однако лишь "Лебединая стая" убедительнее продемонстрировала восходящее направление его творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерологии, впитав в себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика. "Зеленоватые Мельницы" доказывали сюжет этого романа до времен войны. Задуманные были и вынашивались "Радостные Боковеньки", III-я часть произведения, который обязан развернуться в эпопею. Однако совершенно осуществить задуманное Земляку не суждено ...


Другие статьи по теме:
 Архип Тесленко
 Иван Багряный
 Владимир Винниченко
 Григор Михайлович Тютюнник
 Биография Евгения Маланюка

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: