В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

ЮРИЙ МУШКЕТИК

08-09-2017

Призывы руководителя крестьянской войны в России "побыть бояр», «Мирский кровопивцев», «начальных людей» и освободить «черных людей» от феодалов находили широкий отклик среди трудящихся масс Украины. В один из важных районов восстания превратилась Слобожанщина. Неспокойно было на Левобережье, где также действовали мелкие отряды повстанцев. Всего крестьянская война 1670-1671 pp. под руководством С. Разина сыграла важную роль в деле консолидации сил крестьянско-казацких масс России и Украине в их борьбе с господствующим класом.У своем произведении Ю. Мушкетик затронул вопрос о месте и роли самозванства в истории народных движений. Появление в 1673 г. на Сечи самозванца Симеона не была какой-то необычной событием и имела прецеденты в отдаленном историческом прошлом (вспомним, например, Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) России [57]. Однако этот мотив романа интересен как своим драматическим аспектом, так и попыткой автора охарактеризовать мировоззрение угнетенных категорий населения в период позднего феодализма.

Монархические иллюзии крестьянско-казацких масс были прямым результатом экономических условий существования мелкого патриархального хозяйства. Задушен беспросветной нуждой, налогами, жестокой эксплуатацией, крестьянин не понимал классовой природы самодержавия. Он наивно верил в существование «доброго царя» - защитника от социальной эксплуатации, помещиков и лихоимства судов. По мнению народных масс, этот «добрый царь» был отделен от них придворной кликой, чиновниками, местными властями, карательными командами. Более того, народ стремился опереться на авторитет царя и использовать его как организующую принцип в борьбе за улучшение условий своей жизни. Итак, самозванство было лишь специфической оболочкой, под которой скрывался социальный смысл того или иного народного движения.

Однако этим не исчерпывается характеристика феномена самозванства. Довольно часто самозванцами были обычные авантюристы, которые пользовались поддержкой определенных политических сил как внутри страны, так и за ее пределами. Тогда вокруг самозванцев организовывались различные тайные кружки и плелись нити заговоров.

«Царевич Симеон» не принадлежит к значительным и колоритных фигур в списке самозванцев XVII ст. Однако его прибытие сыграло заметную роль в активизации общественно-политической жизни на Сечи. Здесь состоялось несколько бурных казачьих советов, на которых выступили царские послы и самозванец [58]. Поддержка Сечью «царевича Симеона» обусловила также нарастание некоторой напряженности в отношениях между правительственными кругами Москвы и старшин. В этой истории следует дифференцировать причины благосклонного отношения к самозванцу казацких масс с одной стороны и Сирко - с другой. Сечевая беднота наивно видела в лице Симеона настоящего выразителя их социальных интересов, способного сказать веское слово в защиту обиженных и эксплуатируемых, а И. Сирко стремился использовать его в политических планах как одно из средств давления на царское правительство.


Другие статьи по теме:
 Карпенко-Карый
 Роман Иванович Иваничук
 Франко Иван Яковлевич
 Евгений Фомин как детский писатель
 Глушко Александр - историк и лирик

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: