В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного

10-02-2024

Семантику цвета можно рассматривать на четырех уровнях: мифическом, символическом, знаковом, образном. Не вдаваясь в характеристики каждого из них, заметим, что мы будем говорить о цвете как о символе. Эстетическая функция символа у Павла Загребельного имеет свои особенности. В основе эстетического идеала этого термина лежит общенародная оценка того или иного жизненного факта и соответственно этому применяется понимания понятия "красота". Эстетическое представление о символе романист воплощает преимущественно двумя путями:

1) прямым атрибутирования идеальных качеств персонажа и всего, что его окружает;

2) косвенным воплощением эстетических идеалов. Это происходит посредством основных художественных средств: образов-символов, символических ситуаций и параллелей.

Первый способ характеризуется тем, что образ-символ полностью замещает субъект объектом сопоставления на основе сходства. Правда, иногда Павел Загребельный использует сравнение, которое выделяет характерную особенность объекта и определяет его внутренний или внешний сторону.

Второй путь помогает символическим параллелям и ситуаций эстетически охарактеризовать жизненную среду, психическое состояние персонажа, семейные и личные взаимоотношения. Так, символика несчастье чаще всего передается через картину природы, а символика радости соотносится с определенным цветом. Эстетический идеал, который выражается через символику, тесно связан со спецификой понимания героем прекрасного в жизни и в природе, с установкой на моральные убеждения.

Лучше эстетические функции символов раскрываются при применении таких художественных принципов, как олицетворение, замкнутость, пластичность. Первый, олицетворение, передается через категории "общее" и "конкретное". Если символика обобщает то или иное жизненное явление, то выразительные средства конкретизируют его и предоставляют большей эмоциональности и поэтичности. В общем, последовательные действия у Павла Загребельного удачно передают изменения психического состояния героя, а эмоциональная выразительность наступает лишь тогда, когда встречаются синтаксический и психологический параллелизм, анафора или повторения.

Второй принцип, принцип замкнутости, присутствует и проявляется в произведениях романиста при условии полноты впечатлений. Именно полнота впечатлений и выступает необходимым условием окончательного завершения действия. Однако характер построения произведения, соответствие художественного образа и жизненной ситуации тоже играют не последнюю роль. Кроме того, принцип замкнутости проявляется и в эмоциональной завершенности отдельных смысловых отрывков. Так, не раз бывает ситуация, когда действие не завершена, но эмоционально исчерпана. Здесь стоит попутно вспомнить синтаксический параллелизм и повтор, которые создают напряжение в тексте. И хотя первоначальная ситуация изменилась в результате развития действия, но это еще не свидетельствует об ее окончании. Происходит так называемое нанизывание эпизодов, которое имеет за основу эмоционально-логические связи. Как следствие, конечная ситуация вызывает движение и появление новых ситуаций, что, в конце концов, приводят к композиционной законченность произведения. Принцип замкнутости проявляется и в композиционной завершенности произведения. В частности, И. Р. Гальперин утверждал, что текст закончен только тогда, когда поставлена ​​автором вопроса реализовано или проявляет себя как вопросы, не назрел для своего решения.


Другие статьи по теме:
 Поэма Т.Г. Шевченко "Подземелье"
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Эпичность прозы Саввы Божко
 Анализ романа "Собор" Олеся Гончара

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: