В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного |
10-02-2024 |
Семантику цвета можно рассматривать на четырех уровнях: мифическом, символическом, знаковом, образном. Не вдаваясь в характеристики каждого из них, заметим, что мы будем говорить о цвете как о символе. Эстетическая функция символа у Павла Загребельного имеет свои особенности. В основе эстетического идеала этого термина лежит общенародная оценка того или иного жизненного факта и соответственно этому применяется понимания понятия "красота". Эстетическое представление о символе романист воплощает преимущественно двумя путями:
1) прямым атрибутирования идеальных качеств персонажа и всего, что его окружает;
2) косвенным воплощением эстетических идеалов. Это происходит посредством основных художественных средств: образов-символов, символических ситуаций и параллелей.
Первый способ характеризуется тем, что образ-символ полностью замещает субъект объектом сопоставления на основе сходства. Правда, иногда Павел Загребельный использует сравнение, которое выделяет характерную особенность объекта и определяет его внутренний или внешний сторону.
Второй путь помогает символическим параллелям и ситуаций эстетически охарактеризовать жизненную среду, психическое состояние персонажа, семейные и личные взаимоотношения. Так, символика несчастье чаще всего передается через картину природы, а символика радости соотносится с определенным цветом. Эстетический идеал, который выражается через символику, тесно связан со спецификой понимания героем прекрасного в жизни и в природе, с установкой на моральные убеждения.
Лучше эстетические функции символов раскрываются при применении таких художественных принципов, как олицетворение, замкнутость, пластичность. Первый, олицетворение, передается через категории "общее" и "конкретное". Если символика обобщает то или иное жизненное явление, то выразительные средства конкретизируют его и предоставляют большей эмоциональности и поэтичности. В общем, последовательные действия у Павла Загребельного удачно передают изменения психического состояния героя, а эмоциональная выразительность наступает лишь тогда, когда встречаются синтаксический и психологический параллелизм, анафора или повторения.
Второй принцип, принцип замкнутости, присутствует и проявляется в произведениях романиста при условии полноты впечатлений. Именно полнота впечатлений и выступает необходимым условием окончательного завершения действия. Однако характер построения произведения, соответствие художественного образа и жизненной ситуации тоже играют не последнюю роль. Кроме того, принцип замкнутости проявляется и в эмоциональной завершенности отдельных смысловых отрывков. Так, не раз бывает ситуация, когда действие не завершена, но эмоционально исчерпана. Здесь стоит попутно вспомнить синтаксический параллелизм и повтор, которые создают напряжение в тексте. И хотя первоначальная ситуация изменилась в результате развития действия, но это еще не свидетельствует об ее окончании. Происходит так называемое нанизывание эпизодов, которое имеет за основу эмоционально-логические связи. Как следствие, конечная ситуация вызывает движение и появление новых ситуаций, что, в конце концов, приводят к композиционной законченность произведения. Принцип замкнутости проявляется и в композиционной завершенности произведения. В частности, И. Р. Гальперин утверждал, что текст закончен только тогда, когда поставлена автором вопроса реализовано или проявляет себя как вопросы, не назрел для своего решения.
Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
Эпичность прозы Саввы Божко
Анализ романа "Собор" Олеся Гончара
Добавить комментарий: