В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

http://prachki.com/ швейное оборудование для легкой промышленности.

Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного

09-08-2017

Павел Загребельный воспринимает и отражает мир по-своему, он будто оказывается в сфере микрокультуры. А потому смысл цвета, как ни странно, локализуется в узкой области - в одной картине, ситуации или детали. Этот же цвет при других условиях может быть переосмыслен.

Цвет помог первобытному человеку различать предметы в ряде вещей. Он выступает важным структурным элементом семантики романного текста. Эстетическая доминанта модерна повлияла и на колористику: первое место по частотностью употребления занимает белая и голубая гамма. Они регулярно сочетаются с абстрактными понятиями и приобретают семи ирреальности. Если рассматриваемый цвет не ассоциируется с белым, его значение нейтрализуется и цветовая лексема приобретает нетрадиционной негативно-эмоциональной оценки.

Интересно, что белым цветом прозаика сказываются предметы, которые в действительности имеют другой цвет. Собственно, П. Загребельный употребляет этот цвет в основном в оценочном смысле, ибо с его помощью автор передает свое отношение к реальной жизненной ситуации.

Издавна белый цвет опирается на распространенную двойственность значений: как символ чистоты (традиционный наряд невесты), как символ смерти, покоя (традиционный цвет савана. В Англии во времена Шекспира этот цвет означал как девственность, духовность, так и траур. Романист использует белый цвет в значении "чистый", "радостный", "приятный". Однако такие смысловые ассоциации могут теряться.

Черный цвет содержит выразительный оценочный момент - отрицательную оценку чего или кого. Широкий диапазон значений этого цвета мотивируется тем, что его считают началом кольороутворень. Черный выступает преимущественно в значении "плохой", "негативный", "позорный". С помощью этого цвета романист основном передает грех. Кроме того, в контекстах произведений встречаются еще и такие эмоционально-смысловые приращения: "тяжелый", "беспросветной", "безрадостное".

П. Загребельный в символике красок, очевидно, ориентировался на западноевропейскую традицию. Так, например, в палитре его произведений можно заметить багровый цвет, который символизирует не только великолепие, но и опасность (вариант крови). Князь Владимир (роман "Тысячелетний Николай") после своей женитьбы уехал в свет на вороном коне под багровым чепраком, а молодая княгиня - в багровых императорских носилках и багровых жемчугах. В прозе Павла Загребельного красный цвет отмечается сложными семантическими сдвигами. Наряду с обычными, традиционными значениями "веселый", "жизнерадостный", красный, оставаясь в рамках основного значения, получает другое стилистическую окраску - в контексте романов ассоциируется с горем, страданием и смертью. Следовательно этот цвет служит средством воспроизведения ужасных кровавых событий, вызывая желаемое настроение у читателей: "Заубуш задел кубок, перевернул, вино разлилось красное, как кровь. Все вздрогнули от дурного предчувствия. Прольется чья-то кровь. Или еще хуже ". [3, 112] На основе установленного ассоциативной связи с кровью красный цвет приобретает значение "тревожный", "страшный", "напряженный".

В народной символике цветов зеленый - это цвет надежды, весеннего обновления. Закономерно, что и в литературе он является цветом всего счастливого и прекрасного, полного надежд, молодого. Следует отметить, что такой же точки зрения придерживается А. Н. Веселовский в "Исторической поэтике", который утверждает: "В северной литературе, например, зеленый цвет был цветом надежды и радости, в противоположность серому, означавший злобу; черный вызвал такие же негативные впечатления; рыжий был знаком коварства "[4, 67]. Некоторое символическое переосмысление зеленого цвета наблюдаем в П. Загребельного. Автор разнообразит значение, обогащает его состав. Так, в романе "День для грядущего" романист употребляет этот цвет в значении "чрезвычайное". Ведь Квашню поразили глаза Вероники, которые были "как зеленая лед"


Другие статьи по теме:
 Символика в романе О. Гончара "Собор"
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Анализ романа "Собор" Олеся Гончара
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: