В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного

07-08-2017

Как правило, композиционной завершенности произведений П. Загребельного предшествует обрамления или ступенчатое сужение образа-символа. Тогда в тексте происходит процесс накопления одинаковых частей по схожим символическими ситуациями, в дальнейшем вызывает эмоциональный спад повествования.

Принцип пластичности заключается в подборе таких художественных средств, благодаря которым эстетические представления и идеалы украинский получают жизненную сходство. Причем такое сходство основном связывается со шкалой ценностных критериев. Сопоставляя переживания и картины действительности, автор стремится передать оттенки чувств. Правда, самой эмоциональной выразительности П. Загребельный достигает, употребляя усилительную долю как.

Эстетический принцип пластичности может раскрываться в противопоставлении двух образов или двух действий. Так, в романных текстах существующие оппозиции Сивоока и Ярослава ("Чудо"), Карналя и Кучмиенко ("Разгон"), Воеводы и Немого ("Первомост"), Роксоланы и Сулеймана ("Роксолана"). Только такое сопоставление образов и действий у автора усиливает эмоциональную направленность заложенной идеи. Ведь противоположные черты персонажей обостряют конфликт, подчеркивают его.

Пластичность проявляется и в раскрытии переживаний героя с помощью символической обстановки или символической картины. В этом случае параллелизм реализован в форме сопоставления проявлений человеческой жизни с жизнью природы. Теоретик литературы XIX в. А. Веселовский генеалогию данного типа выводил из теории так называемого образно-психологического параллелизма, когда картина природы отражала человеческую жизнь.

Бывают и такие моменты, когда отображается действие и реакция природы на нее, но писатель не подает описания психологической ситуации. Она имеется в виду, однако специально закамуфлирована. Такие символические эпизоды создают картины, полные психологической и эмоциональной выразительности.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что зачастую эмоциональное воздействие создает эстетический эффект, который объединяет композиционные приемы и стилистические фигуры. Иллюстрацией, присущая манере Павла Загребельного, возможен прием символического накопления. Он заключается в последовательном расположении символических ситуаций по степени их нарастания: от конкретного к общему. Следовательно, происходит обобщение смысла символической детали, события с одновременным усилением первоначального значения.

Система образов-символов и символических ситуаций неразрывно связана с сюжетностью произведения, композиционной формой и системой повторов. Это ведет к согласованности и последовательности компонентов, к внутренней красоты и гармонии его частей.

Носителями символов в прозе П. Загребельного могут быть сравнения пейзажей, художественные детали, персонажи. Символ призван выразить невысказанное путем соответствий между двумя мирами (внешним и миром грез, идеалов).

Важно подчеркнуть также то, что эстетическая функция - категория постоянно варьирующий и видозминна. Собственно, как и сам символ. Она - одна из познавательных форм искусства, проектирует "другу" действительность, отражает черты объективной реальности. Конечно, стоит отметить и то, что эстетическая функция символа проявляется в разветвленной системе эстетических значений. А эстетические значения включают в себя как элементы индивидуально-авторских значений, так и эмоционально-экспрессивные сдвиги в смысловой структуре произведения.

Более того, символический образ тьмы может выступать стержнем формообразующих комплекса романа или повести. Ночь, темнота навязывают свои законы человеку, выступают фоном, на котором разворачиваются события. Например, описание ночи, которую провел Николай с Олько: "Ночь была мучительно длинная, какая бесконечная и одновременно короткая, как вопль радости и отчаяния, она вовсе не имела вечера (ведь все началось уже полночь) и незаметно слилась с утром, и когда я наконец опомнился, то никак не мог понять, свет или тьма вокруг меня, в начале или уже при конце безрадостной своего путешествия я нахожусь "[1, 36].

Проблема противостояния света и тьмы - одна из главных в произведениях П. Загребельного. Даже на лексическом уровне заметное целенаправленное сгущения темного колорита. Прямое и переносное значение слова "черный", темный, тусклый часто сближается, накладывается одно на другое. Эту темень трудно развеять слабым отблески света, но свет (ассоциация с надеждой) иногда все же побеждает ее.


Другие статьи по теме:
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
 Ведущие мотивы лирики Лины Костенко
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Символика в романе О. Гончара "Собор"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: