В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Эпичность прозы Саввы Божко

22-04-2023

В истории мировой художественной культуры существует явление, которое часто характеризуют так: художник одного произведения. При этом художником (маляром, писателем, композитором, режиссером и т.п.) может быть создан ряд или и немалое количество произведений, но за ним все равно закрепляется именно это выражение-характеристика: художник одного произведения.

Почему так происходит?

Потому что судьба искусства такая же загадочная вещь, как и природа самого искусства. Нередко бывали случаи, что создатель входил в художественной истории тем произведением, которое меньше ценил и которому не придавал особого значения, или художественное время видфильтровував из достижений художника лишь одну-единственную вещь, как бы подчеркивая: вот тот бриллиант к моим сокровищ.

Что это выражение-характеристика означает?

Прежде всего то, что художник полно, отчетливо проявил себя в одном, своем главном творении, которое и сделало его имя, его идеи и образы неотъемлемой частью загальнохудожнього процесса, принесло ему известность - среди современников или потомков.

О Савве Божко тоже можно сказать: он был писателем одного произведения. И от этого его значение отнюдь не уменьшается - настолько самобытным, колоритной, неповторимой является его фигуру.

Еще о нем можно сказать так: у Саввы Божко была типичная судьба украинского писателя 20-30-х годов ХХ века.

Нет ли здесь парадокса, момента самоотрицания - самобытность и типичность, разве могут они быть совместимыми?

Могут. Украинская история, действительность (и не только литературная) является Клондайком не только незаурядных фактов, событий, имен, но и парадоксов, загадок и внерациональное явлений.

А как у фигуры С. Божко сочетаются неповторимость и характерность? Органично. Он вошел в историю украинской литературы прежде удивление оригинальным романом "В степях" и прошел (возможно, точнее: и именно поэтому прошел) теми жизненными путями-испытаниями, и сотни других украинских писателей первой половины ХХ века.

Савва Божко ступил на дорогу "большой" литературы в молодом возрасте, рано начал печататься, быстро стал одним из вожаков Союза крестьянских писателей "Плуг"; литературный расцвет пришелся на 20-е годы, когда и были написаны его основные произведения, вел активную педагогическую и общественную деятельность; был влюбленным в край, где родился и жил, - восток и юг Украины; описывал его, рисовал и исследовал, находил в его реалиях концепции, сюжеты, образы для собственного творчества; был сторонником национально ориентированных идей и писательских традиций; изучал украинский прошлое; испытал репрессии и отбывал наказание; умер в возрасте, характеризующееся подъемом творческих сил; реабилитирован посмертно.

С. Божко - это писатель с чисто украинской художественной ментальностью: его интересовали национальная культура, фольклор, колорит народного быта, характер родственных и семейных отношений, судьба и мироощущение народа, проблемы села и города, рост самосознания нации, жизни и развитие регионов, исторический и современный колорит степей, степной Украине, освободительное движение и его предводители, сложность и противоречия национального духа, коллизии украинской истории, современные художественные (литературные, театральные) тенденции.

Он ценил развитие, динамику, движение, что и отразилось на приоритетах его творчества.

Савва Захарович Божко родился по старому стилю 11 апреля, по новому - 24 апреля 1901 в Донецкой области на хуторе Крутояривци (сейчас это - село Межевского района Днепропетровской области) в семье крестьянина. Будущий писатель в подростковом возрасте начал работать: "пас общественный скот, помогал родителям по хозяйству" (6, 3). Он много и с удовольствием учился: сначала в сельской школе, затем в Павлоградской учительской семинарии, а в 1923 году, уже будучи автором нескольких книг, закончил в Харькове Коммунистический университет им. Артема.


Другие статьи по теме:
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Ведущие мотивы лирики Лины Костенко
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Эпичность прозы Саввы Божко
 Анализ романа "Собор" Олеся Гончара

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: