В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский

17-01-2024

Теоретическая, литературно-педагогическое творчество и практическая деятельность выдающегося украинского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970) вошла в историю отечественной педагогической мысли заметной страницей, его педагогические, публицистические и литературные труды и учительский опыт значительно повлияли на практическую деятельность школы, обогатили педагогику Украине новыми положениями и мыслями.

Основные труды В.А. Сухомлинского рассеяны по газетных и журнальных публикациях, немало их собрано и упорядочено в многочисленные тематические сборники и в трехтомном и пятитомном (украинском и русском языках) изданиях избранных произведений "неутомимого" труженика педагогической нивы ".

Произведения В.А. Сухомлинского известны в изданиях разных языках народов мира от болгарской к японской; его наследие рассматривается (изучается) в ведущих университетах и ​​педагогических институтах Европы, отдельные статьи и отрывки из фундаментальных работ печатаются в педагогических журналах Польши, Германии, Чехии, Словакии, Румынии, Австрии, Испании, Финляндии и других стран.

Следует отметить, что педагогические взгляды В.А. Сухомлинского сформировались в ходе и результате вдохновенной кропотливой учительского труда (начал преподавать родной язык и литературу в Васильковской, потом Зибкивський школах Онуфриевского района в 1935 г. и окончил свой путь 2 сентября 1970 на посту директора Павлышской средней школы), творческой деятельности ученого (кандидат педагогических наук с 1955 p.), заслуженного учителя Украины, члена-корреспондента нескольких педагогических академий. Поэтому основные труды известного и признанного в мире педагога вобрали в себя и часть его практической деятельности, в которой, как обратная связь, апробувалися ведущие теоретические выводы В.А. Сухомлинского как ученого, педагога-экспериментатора, учителя-новатора.

В многочисленных педагогических изданиях большинстве стран мира появляются популярные или критически-аналитические статьи, исследования, отдельные брошюры и даже книги, посвященные теоретическом наследии и практической деятельности выдающегося педагога, а в Украине складывается своеобразная школа сухомлинознавства, объединяющая авторов работ о Добротворця - Василия Александровича Сухомлинского.

Появились и литературно-документальные или художественные произведения, в которых раскрывается жизненный и творческий путь В. Сухомлинского.

Еще при жизни В.А. Сухомлинского его творчество педагогическая общественность Украины, России и других республик бывшего Советского Союза воспринимала неоднозначно. Если для большинства учителей, родителей, руководителей органов народного образования, общественности труды выдающегося педагога стали советчиками и помощниками в решении актуальных проблем формирования, воспитания и образования молодежи, то отдельные ученые ревизовали его взгляды, подвергая их необъективной критике.

Были намерения обвинить педагога в научной недобросовестности, рецептурность его педагогики, отрицании роли коллективистского воспитания, проповедовании абстрактного добра т.д.

В 90-е годы усилилась критика творческого наследия талантливого педагога. В вину В.А. Сухомлинскому, в частности, относится его преданность идеям марксистско-ленинской педагогики, догматам коммунистической идеологии. То, что раньше считалось заслугой педагога, превращается в главное обвинение.

Действительно, В.О. Сухомлинский проявил себя ревностным строителем социалистической школы, проповедником классовой нетерпимости, поборником советского псевдопатриотизма, верноподданным тоталитарного режима. Но не это является определяющим в его наследии. Творчески работающие учителя понимали идеологические сентенции Сухомлинского как необходимую дань коммунистической цензуре и избирательно относились к его наследию. В ней ведущее место занимает идея гуманизма, человечности и благотворительности. Педагог убедительно утверждает, что воспитание гуманизма, человечности осуществляется через созидание людям добра.


Другие статьи по теме:
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий
 Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
 Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков
 Василий Бобинский - в знания и незнаемые

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: