В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский

18-09-2017

Оригинально рассматривал В. Сухомлинский проблемы организации учебно-воспитательного процесса с учащимися младшего школьного возраста. За год к систематическому обучению в школе в Павлышской средней школе взяли на учет 6-летних детей. Это было нужно, чтобы познать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности ее восприятия, мышления и умственного труда. Сухомлинский считал: прежде чем давать знания, надо научить детей думать, воспринимать, наблюдать. За это же время нужно хорошо изучить индивидуальные особенности здоровья будущего первоклассника. Эти задачи педагог успешно решал в "школе радости" - объединении дошколят. Занятия под голубым небом, где осуществлялись путешествия в природу, - источник мышления и речи, развитие мыслей, чувств, желаний, взглядов средствами сказки, рассказов, путешествия к истокам живого слова, в мир труда, создание уголке мечты, забота о живом и прекрасном, - эти и другие находки талантливого педагога обогатили арсенал воспитательных средств многих учителей и воспитателей дошкольных учреждений.

В начальной школе педагог добивался того, чтобы обучение было частью богатого духовной жизни, которое бы способствовало развитию ребенка, обогащало ее разум. Он категорически осудил обучения, сводится к тренировке памяти, зубрежка, механического заучивания и однообразия.

В 1 классе он вообще не признает "чистых" уроков чтения, письма, математики и т.д. В работе "Сердце отдаю детям" Василий Александрович делится своим опытом: "Как только дети начинали уставать, я переходил к другому виду работы". Мощным средством разнообразия труда было рисование. "Вот я вижу, что чтение начинает утомлять детей. Говорю:" Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читаем ". Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах радостные огоньки, однообразная деятельность изменилась творчеством". Это же касается и других уроков.

Обучение в "зеленых классах", составление книжек-картинок о природе, путешествиях на природу, проведение уроков мышления, использования и решения задач из "живого задачника", комната сказки, остров чудес, уголок красоты, использование в духовной жизни песни, книги , проведение праздников Матери, роз, полевых цветов, труд в Саду Матери, написание детьми рассказов, сказок - эти и другие находки педагога способствуют умственному развитию детей, усвоению духовных ценностей своего народа.

Вся жизнь и деятельность начальных классов и младших школьников дома и школе должна строиться, как считал В.А. Сухомлинский, на основе народных традиций трудового, семейно-семейного, морально-этического и духовного воспитания, по его мнению, должна строиться на активном вовлечении в производственной, обслуживающей, интеллектуального труда, радости в сочетании с папиной и материнской любовью. Общеизвестные традиции Павлышской школы, руководимой В.А. Сухомлинским, по трудовому воспитанию и других качеств будущего гражданина, делает человека духовно богатой, гармонично развитой, своим поведением, практической деятельностью, мировоззренческой позицией полностью соответствовала бы законам и закономерностям национальной ментальности и стала бы носителем генетической памяти украинского народа.

Особое внимание обращал педагог-гуманист специфику работы с детьми с заниженной способностью к обучению. С такими детьми нужно работать тонко, деликатно, с индивидуальным подходом. Эти дети не должны чувствовать своей неполноценности. Таких учеников В.А. Сухомлинский считает найтендитнишимы, нежнейшими цветами в бесконечно разнообразном цветнике человечества. Ведь не их вина в том, что они пришли в школу хилыми, слабыми, с недостаточно развитой способностью к умственному труду. Путем исследований физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей в Павлышской школе В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что в 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнание, неудовлетворительной работы на уроках и дома, второгодничества - плохое состояние здоровья. Следовательно, таким детям предлагается особый режим учебной работы, который подкрепляется мерами по укреплению организма. Сухомлинский дает советы учителям не увлекаться модными приемами так называемого эффективного, оптимистичного, комплексного, ускоренного обучения и т.п., "в основе которых лежит взгляд на рядовую ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок - живое существо, его мозг - самый тонкий , нежнейший орган, к которому надо относиться бережно и осторожно ". Дети с ослабленным здоровьем всего подвергаются дидактогении - школьным неврозам. Постоянные резкие скачки на уроках - возбуждения и торможения, несправедливое отношение учителя или родителей к учебной работы ученика ускоряют психические расстройства. Особенно негативно влияет на организм ребенка несправедливая оценка учителя: "Трудно представить нечто иное, что больше искажает душу ребенка, чем эмоциональная товстошкиристь, порожденная несправедливостью. Чувствуя безразличное отношение к себе, ребенок теряет чувствительность к добру и злу, она не может понять, что в людях, которые ее окружают, Добро и Зло.


Другие статьи по теме:
 Волынские писатели в государстве
 История украинской литературы 1917-1919 гг
 Биография Тараса Григорьевича Шевченко
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: