В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский

17-09-2017

"Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным, ... товарищ в беде, не наноси людям неприятности. Уважают мать и отца, они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой ".

"Не будь равнодушным ко злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, наносит бедствия другим людям, обкрадывает общество".

Как видим, эти и другие мудрые моральные сентенции написаны просто, убедительно, они легко запоминаются, побуждают к размышлениям, благотворительности.

Усвоения детьми азбуки нравственной культуры дает им возможность очеловечивать свои поступки, овладевать духовными ценностями своего народа, понимать цель и смысл жизни.

Одной из проблем идеи всестороннего развития является подготовка учащейся молодежи к труду. Педагога волновало то, что деятельность школы оценивалась количеством выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. При таком подходе к работе школы у учащихся формировалось негативное отношение к "черновой" обыденного труда земледельца или рабочего "В. А. Сухомлинский подчеркнул, что будничной и какой возвеличены труда не бывает." Каждая работа требует индивидуальных способностей, таланта, дарования, приложения физических и духовных усилий "Тот, у кого воспитаны пренебрежительное отношение к" черновой "работы, никогда не сможет добиться значительных успехов в одном виде деятельности. Труд, в толковании В. А. Сухомлинского, не просто выполнение трудовых операций с затратой определенного количества энергии - это элемент духовной жизни. Отсюда следует закономерность: чем выше уровень духовной жизни ребенка, тем большую радость приносит труд В ней раскрываются способности, одаренность, талант, утверждается чувство человеческого достоинства.

В многочисленных своих выступлениях на научных конференциях и совещаниях, на семинарах, педагогических чтениях и на встречах с учительской общественностью ("Беседа с Марийской учителями" (1967 p.), "О трудовом воспитании" (1969 p.), "Задача в воспитании детей "(1970 г.) и др., сохранившиеся благодаря записи на пленку) В.А. Сухомлинский страстно и убедительно утверждает мысль о трудовом воспитании учащейся молодежи как мерило нравственности подрастающего поколения и всего общества.

В системе Сухомлинского большая роль отводится природе, как объекта познания, области активной деятельности, ощутимой части детской жизни. Вместе с тем В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что природа сама собой не воспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие человека с природой. Этот вывод стал основным принципом в организации труда учащихся Павлышской средней школы: "Мы стремимся к тому, чтобы всю жизнь воспитанников была полна творения в мире природы. Мы не представляем себе полноценного воспитания без того, чтобы каждый наш воспитанник за годы обучения в школе не превратил несколько десятков квадратных метров мертвой глины, мертвого пустыря в плодородную землю! "

В Павлышской средней школе сохранения и приумножения природных богатств стало ведущей, главной стороной трудовой жизни ученического коллектива и каждой личности. В этой школе "становление коллектива, собственно, с того и начинается, что детей объединяет забота о живой природе. По традиции, сложившейся в школе, коллектив первоклассников закладывает свою маленькую питомник, ухаживает за плодовыми деревьями, посаженными первого года обучения С первого года школьной жизни начинается и уход за полезащитными лесонасаждения, которые играют большую роль в малолесных районах Юга Уже в 10-11 лет дети переживают первые гражданское чувство гордости, когда они видят ценности, созданные их руками: посаженные маленькие саженцы становятся ветвистыми деревьями, плодовые деревья и виноград начинают плодоносить ".

В своих трудах "Павлышская средняя школа", "Школа и природа", "Природа, труд, мировоззрение" идр. В.А. Сухомлинский подчеркивает, что в условиях сельской школы возможности взаимодействия учащихся с природой неисчерпаемы, и главным направлением их деятельности должно быть прежде всего забота о сохранении плодородия почвы. Посильное участие учащихся в борьбе с разрушительной стихией является школой гражданства, возмужания и господарництва, что, как отмечает педагог, учит детей познавать цену труда, земли и хлеба.

Гуманизм В.А. Сухомлинского особенно ярко проявился в его отношении к организации обучения учащихся. Умственный труд детей педагог рассматривал как средство развития умственных сил и способностей, осуждая механическое заучивание и неосознанность знаний.

Решение проблемы крепких осмысленных знаний возможно при условии напряжения собственных усилий, достижения трудом успеха, радости умственного труда - этих трех ступенек на пути познания.

Учебную деятельность Сухомлинский рассматривал как необходимое условие формирования духовно богатой личности. Она (деятельность) должна быть активной и творческой, чем помогают специальная организация умственного труда на уроках и во внеклассное время, включение учащихся к творчеству, поисково-экспедиционной работы и т.д. Отстаивая необходимость на каждом уроке волевых усилий, эмоционального пробуждения разума ребенка, интеллектуального вдохновения учеников в поисковой деятельности, Сухомлинский одновременно осуждает псевдоноваторськи идеи относительно эффективности обучения, создание обстановки постоянного умственного напряжения на уроке: "Не потерять на уроке ни минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда, что может быть нерозумнишим в таком тонком деле, как воспитание человека Такая целеустремленность в работе учителя просто означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких "эффективных" уроков ребенок возвращаются домой уставшей, она легко роздратовуеться и возбуждается " .


Другие статьи по теме:
 История украинской литературы 1917-1919 гг
 Вечная загадка любви (по рассказу Григория Тютюнника "Завязь")
 Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ
 Изучение в школе творчества Григория Косынки
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: