В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский

23-07-2017

Этой проблеме посвящено большинство работ педагога. По его мнению, идея человечности прежде реализуется через развитие всех потенциальных, интеллектуальных и физиологических возможностей личности. Всесторонне развитая личность воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, которые определяют моральную, идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовую, эстетическую, эмоциональную, физическое совершенство. Педагог подчеркивал, что работая над воплощением в практику идеи всестороннего развития никогда нельзя достичь одинаковой пределы обогащения, познания, духовного совершенствования. Это неравенство определяется природой ребенка, его семейным окружением, социальной средой. Наконец это неравенство чувствуют и сами дети, и часто у них, особенно под влиянием последствий обучения, появляется чувство неполноценности. Как гуманист, В.О. Сухомлинский осуждает деятельность учителей, которая приводит детей к таким выводам. Каждый человек должен быть счастливым, считает педагог, и в этом ей должна помочь школа. Духовная жизнь школы и ее воспитанников не должны ограничиваться, исчерпываться одними успехами в овладении учебной программой. Для того чтобы сформировать культуру желаний необходимо, считал В.А. Сухомлинский, научить школьников азбуке нравственной культуры.

В труде "Как воспитать настоящего человека" подается нравственный идеал, который вобрал в себя лучшие черты менталитета украинского народа. В ней раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации и т.д. Подаются они в виде правил, законов как 14 Законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять недостойных вещей" и др., составляющих азбуку нравственной культуры. В ней раскрываются содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родине и гражданства, отношение к людям и долга перед ними, отношение к родителям, родным, близким, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения и т.д. На основании многолетней практической работы в школе автор в этой работе впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий, как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность и т.д. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, скромности, щедрости, милосердия.

Убедительно преподается и методика тончайших сфер нравственной жизни человека - материнского и отцовского воспитания, отношение к родителям, старшим членам семьи, умерших.

Самым главным, самым глубоким и прочным надежным камнем педагогической системы В.А. Сухомлинского является воспитание у каждого воспитанника уважения к самому себе. Он считал, что до тех пор, пока есть самоуважение, существует и школа. Когда исчезает уважение к самому себе - нет школы, нет ни личности, ни коллектива, одухотворенных благородными целями, а есть случайное сборище. По его мнению, уважение к человеческому достоинству и воспитания самоуважения является сферой педагогического творчества и большого интеллекта педагога. Здесь не могут быть эффективными какие трафаретные, шаблонные, применяемые ко всем ученикам и во всех случаях жизни приемы и методы. Педагог с болью замечает, что "к сожалению, в школьной практике эта сфера педагогического творчества является наиболее несовершенной и именно в этой сфере допускается наибольшее грубых ошибок".

Воспитание детей 6-10 лет В.А. Сухомлинский называл "школой сердечности". Он советовал педагогам и родителям детей учить добру, любви, милосердию. Для этого надо, чтобы дети постоянно видели гуманистическое содержание поступков и поведения тех, кто их окружает: родных, близких, учителей, взрослых. Ребенок не должен расти равнодушной, не слышали, черствой, она должна расти в постоянном попечении об окружающем мире растений, животных, людей, ухаживать и помогать им. В своих работах педагог убеждает, что в процессе создания людям добра воспитывается у юных человечность, сердечность.

Формированию тонких сердечных человеческих взаимоотношений в Павлышской школе служила вся педагогическая система. Педагог осуждает вседозволенность, разнузданность поведения и поступков, настаивает на культивировании осмысленной поведения, которое является проявлением утонченности внутреннего мира школьника. Каким должно быть отношение детей к другим людям, как им добиться морального оправданности и обоснованности своих поступков - учат подрастающее поколение моральной сентенции В.А. Сухомлинского, которые являются не запретом или разрешением чего-то. Это воспитанные педагогом искренние мудрые советы, идущие от сердца к сердцу и порождают умственные, моральные, эстетические чувства.

"Ты живешь среди людей, не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на людях, что тебя окружают. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем что можно. Проверяй свои поступки ... Делай все так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо ".

"Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Платы им за это добром".

"Все блага и радости жизни создаются трудом Без труда нельзя честно жить ... Бездельник, тунеядец - это трутень, пожирающая мед трудолюбивых пчел. Обучение - твоя первая работа. Идя в школу, ты идешь на работу".


Другие статьи по теме:
 Архаизмы и старославянизмы и их моделирующая роль
 Изучение в школе творчества Григория Косынки
 История украинской литературы 1917-1919 гг
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий
 Биография Тараса Григорьевича Шевченко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: