![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ |
09-10-2023 |
В европейском контексте феминизм выступил одним из влиятельнейших течений ХХ века. В научной литературе данное понятие требует определения минимум на двух уровнях: с одной стороны, это широкое общественное движение за права женщин, или же феминистское движение, а с другой - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, которые осуществляют анализ статуса женщины в обществе, или же феминистическая теория. В настоящее время феминизм предлагает альтернативную относительно существующей картину мира, в возможность отбывания которой нужно прежде всего верить. Это дает основание некоторым исследователям говорить данного направления не только о феминистское движение или о феминистические теорию, но и о "феминистскую теологию", которая является "теологией опыта, пытается разоблачать, осмысливать и улучшать ситуацию в обществе, связанную с ущемлением прав женщин , их дискриминацией "(5).
Кроме вышесказанного, в научной литературе феминизм рассматривается как социально-культурная доктрина, направленная на гуманизацию общества. Однако вынуждены констатировать, что в основу данного направления возложены основном насущные будничные проблемы, требующие практического решения. Феминизм такого "сорта", что вырастает из социологического и психологического поля исследования, представляют Соединенные Штаты Америки. Именно европейский континент с развитой философской традицией предоставил феминизма философско-культурологического звучание, выводя его, таким образом, на уровень мировоззренческой ориентации.
На сегодня принято считать, что время зарождения феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее отношением к человеку как к сотворца Бога. Именно в эту эпоху появляются первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорится о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней со стороны общества (6).
Однако, собственно, феминистское движение - первая системно организованная попытка женщин утвердить полноценность собственного бытия в патриархальном обществе - разворачивается позже, одновременно с движением пролетариев, а также с антирасистских и антиколониальным выступлениями. Кроме того на данном общественном движении безусловно сказалась провозглашенная в XVIII веке во Франции "Декларация прав человека и гражданина". Вопреки всему, она стала декларацией о правах человека, а гражданский кодекс Наполеона закрепил за женщиной статус низшего существа. Как ответ этом 1792 года во свет вышла "Декларация прав женщины и гражданки", написанная Олимпией де Гуж, в которой выдвигались требования о предоставлении женщинам гражданского и избирательного права, а также о возможности занимать государственные должности (10).
В пореформенной европейском обществе, когда среди низшего слоя населения (пролетариата) уже не осуществляется существенного разделения труда по половой принадлежности, определенные экономические факторы * заставляют как женщину, так и мужа отстаивать на законодательном уровне свои права. Именно с этого исторического факта встал вопрос о самоидентификации женщины, а первыми искателями ответа на него станут именно женщины из пролетариата .** От этого времени любой нажим или наступление на женщин вообще или на женские права в частности, в Европе будет восприниматься в "штыки "и не только" низами ". Женщины из "высшего света" воспринимать это как личное оскорбление (нужно отметить, что ранее для "дам высшего света" как в Европе, так и в России после реформ Петра I были определенные - пусть и слишком узкие - возможности для самореализации).





Добавить комментарий: