В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ

29-07-2017

Вхождение писательниц к феминистской проблематике, личной интерпретации политических постулатов феминизма, а также его воплощение в творчестве, по мнению Соломии Павлычко, имело свои зигзаги и парадоксы. К тому же, ни одна из писательниц не была активисткой феминистского движения.

Так, Леся Украинские "женский вопрос" рассматривала в духе франкового радикализма. Некоторый скептицизм относительно феминизма объясняется ее убеждению, что проблемы женщин не могут быть решены отдельно от об-общественных. По поводу предложений организатора женского движения в Галиции Н. Кобринский относительно сотрудничества Леся Украинской писала: "Очевидно, мы объясниться не можем. Она задала, например, мне такие темы: "Женщина-украинский и ее деятельности на поле национального возрождения", а я не понимаю, как бы это приступить к столь необычной темы "(9).

Правда, Ольга Кобылянская, в отличие от Леси Украинский, был некоторый опыт сотрудничества с "Обществом Русских женщин на Буковине". 1894 она выступила одним из инициаторок создания этой феминистской организации, а в литературе дебютировала даже как последовательная феминистка. Ее "Человек" писалась под несомненным влиянием "Духа времени" Наталии Кобринской и была ему посвящена.

Первые классические повести О. Кобылянской "Человек" и "Царевна" начали новый этап украинской прозы. Это был, во-первых, описание жизни среднего класса, а, во-вторых, - психологическая проза, в которой внутренний сюжет играл большую роль, чем внешний. Она отстаивала определенные новые идеи, в частности эмансипации и феминизма. "Новая женщина" О. Кобылянской - человек сильный характером, лишенный романтической имперсональности, способная на одинокий вызов обществу. Именно эти качества не хватало женским образам в мужской народнической литературе.

В оппозицию "сильные женщины - слабые мужчины", по мнению С. Павлычко, трансформировано философские взгляды Ф. Ницше. "Кобылянской влекла романтическая сверхчеловек, - отмечает исследовательница, - но в видении писательницы она была, несомненно, женщиной" (7). "Негативность" мужских персонажей предстает, прежде всего, с их бесхарактерности, слабости воли.

Мужские характеры в более поздних повестях О. Кобылянской, написанных в 1910-х годах, именно так воплощают эту слабость натуры. Но тут появляется еще один аспект - эта слабость связывается с традиционной украинской старосвитнистю, патриархальщины и консерватизмом.

Героиням О. Кобылянской присуща определенная закономерность в линии поведения. Они, с одной стороны, стремятся истинного, свободной любви, а с другой - боятся его, хотят и не хотят любить. Страх перед патриархальным браком выдает страх неравноправия в отношениях женщины и мужчины.


Другие статьи по теме:
 Биография Тараса Григорьевича Шевченко
 Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков
 К "280 годовщине со дня рождения Григория Сковороды "
 Драматургия В. Винниченко и его роль в становлении современного театра
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: