В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ

27-09-2017

А в России ведущая политическая деятельница А.Н. Коллонтай провозгласит: "Конечная цель пролетарий является разрушение старого антагонистического классового мира и создания мира иного, лучшего, в котором не будет больше средств для эксплуатации человека человеком".

Этого не хотят и не могут понять феминистки. Им представляется, что при достижении формально признанного буквой закона равноправия они прекрасно сумеют устроиться и в "старом мире угнетения и закрепощения, стона и слез". И это в определенной степени это так. Если для большинства женщин-пролетарок уравнение в правах с мужчиной было бы сейчас лишь уравниванием в "бесправии", то для "избранных" - для женщин с буржуазии - оно действительно открывало двери к новым, еще неизведанным прав и привилегий, составляли до этого времени достояние одних только мужчин буржуазии. Но каждое подобное завоевания, каждая новая прерогатива буржуазной женщины давали бы ей в руки лишь новое орудие для эксплуатации младшей сестры и все больше и больше углублялся бы пропасть, разделяющая женщин с двух противоположных социальных лагерей "(4). Итак, пролетарци нецелесообразно распылять свою энергию на слушания или, тем более, на совместные действия вместе с женщиной из другого социального лагеря ". Единственным оправданием для такого гиперболически-иллюзорной точки зрения могло быть только тогдашнее ужасное положение производственной сферы в Российской империи, когда труд женщины использовалась прежде всего в тех отраслях промышленности, где не требовалось высокой квалификации, а средний возраст женщины в России в начале ХХ века составлял всего 33 года (12).

В отличие от Запада, женское движение в России было тесно связано с социалистическим и никогда не выходил за его пределы. "Видбуявшы" в своем диком высоте в 10-20-е годы ХХ века в совершенно звульгаризованого виде "на низах", это движение будет остановлено "большим блюстителем морали" Иосифом Сталиным.

В истории украинского культурного процесса последняя декада ХIХ и первые 14 лет XX века были периодом важных достижений, которые стали основными элементами в формировании проекта новой украинской человека. В частности, на западноукраинских землях данный процесс имел определенную специфику в культурном аспекте и происходил довольно динамично. Этот период в Галичине характеризовался чрезвычайно плодотворным развитием науки, литературы, драматургии, прессы и публицистики. В литературе данного периода основные художественные изменения были связаны с зарождением украинского модернизма. В отличие от европейского, ранний украинский модернизм был явлением не только эстетическим, но и культурно-историческим.

Формирование неонародницькои и модернистической течений в украинской литературе начала ХХ века во многом было связано с вопросом о путях и направлениях социально-культурного самоопределения. Это придавало особый драматизм полемика и декларациям, с выяснения их отличия и идеологического направления, способствовало развертыванию двух основных типов идеологии модернизма и народничества, формируя целый спектр культурологических концепций, появление творческих группировок и партий, организация дискуссий.

В литературе конца ХIХ - начала ХХ века вступил остроты главный конфликт между народничеством, с его ориентацией на сохранение культурно-национальной идентичности, и модернизмом - новым эстетическим и политическим принципом ХХ века, который ориентировался на общеевропейский процесс и его универсализм. "Однако между двумя парадигмами, - отмечает отечественный литературовед С. Павлычко, - существовала еще одна ключевая оппозиция - женского и мужского, либо женского и патриархального, вполне ясно осознавали все участники этого литературного дискурса" (7).

Леся Украинские и Ольга Кобылянская бросили вызов доминирующей мужской традиции, ибо чувствовали себя наследницей зрелой традиции "женской литературы", имея своими предшественницами Марко Вовчок и Анну Барвинок, Елену Пчилку и Наталью Кобринскую. "Литературный образ женщины ХIХ века -" покрытки "," бурлачки "," проститутки ", которые были квинтэссенцией горя, несчастья и немощи, отступил перед" царевной "и" одержимой духом ". В украинской литературе впервые прозвучал интеллигентный женский голос, а вместе с ним и феминистическая идея ", - писала Соломия Павлычко (7).

Известная зарубежная исследовательница украинской культуры Ф. Кошарська для характеристики феминистических тенденций в украинской литературе предложила термин "маскарад феминизма" (13). С одной стороны, он может быть использован как средство "феминистской критики", с другой - отвечает впечатлению от восприятия содержания литературных произведений данного периода рядовым читателем. Именно это явление "замаскированности" феминизма стало признаком, присущим украинском литературном движении.


Другие статьи по теме:
 К "280 годовщине со дня рождения Григория Сковороды "
 Изучение в школе творчества Григория Косынки
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
 Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: