![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Владимир Шухевич |
24-07-2023 |
Владимир Шухевич почти исключительно на основе собственных многолетних наблюдений подробно описал материальную и духовную культуру галицких гуцулов.
В предисловии к этой работе он писал, что подает в ней "все то, что сам видел, слышал, собрал или списал", что его труд является самостоятельная, так из других публикаций о гуцулов, кроме работы Р. Кайндля о буковинских гуцулов, не нашел, на которые можно было бы опереться. В письме к Ивану Франко В. Шухевич отмечал, что подает только факты из жизни гуцулов, а не свои личные взгляды на то или иное описываемое явление.
"Гуцульщина" В. Шухевича
Первый том "Гуцульщины", который редактировал И. Франко по рекомендации А. Колессы, был опубликован тиражом Научного общества имени Шевченко под названием "Материалы к украинскому-русской этнологии". Издание этнографической комиссии под редакцией Ф. Вовка, Т.Ии. Гуцульщииа. - Львов. - 1899. Состоит том из восьми разделов: физиографических, этнологический, статистический обзоры, гуцульское село, оседок, ноша, церковь, пит.
Первый раздел - это физико-географическая и геологическая характеристика Галицкой части Гуцульщины: реки, озера, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые.
В разделе "Обзор этнологический" автор дает общую характеристику гуцулов, обращая внимание на их архаические черты в культуре и быту. Приводит различные предположения, о происхождении названия "гуцул" без своего отношения к ним. От себя только подал объяснение гуцула-проводника туристов о том, что когда гуцулами называли лошадей, а затем стали называть людей. Правда, В. Шухевич допустил неправильного утверждения, что "гуцул" - понятие недавнего происхождения, так ... как известно, это слово встречается еще в документах XVI века.
Итак, второй том состоит из материалов, которые этнограф собрал в 1900 - 1901 годах, а также тех, которые прислали ему А. Волянский, Л. Гарматий, Т. Киселевский, И. Попель, Я. Окуневская.
В нем рассказывается о различных занятия гуцулов и их домашние промыслы, представлены иллюстрации орудий труда.
Через малопригодную для пашни землю гуцулы мало занимаются земледелием, однако в них немало орудий и верований, связанных с обработкой почвы.
Отдельный подраздел посвящен сенокосах. И это вполне закономерно, ибо от заготовки сена зависит благосостояние гуцула. Рассказывая о сенокосы, кошения травы, сушки ее и сборки в стога, перенос или перевозки сена, автор обращает внимание на так называемые толоки.
В третьем томе труда В. Шухевича описано обряды и семейные обычаи, танцы, музыкальные инструменты. Здесь же помещены тексты песен. Материалы о свадьбе помог записать М. Колцуняк.
Брак у гуцулов был не только необходимостью создания семьи, но и средством для получения материальной выгоды. При выборе супружеской пары исключительное значение имело социальное положение. Свадьба по обычаю было продлиться пять дней и требовало значительных средств, но через нищету оно нередко происходило за один день.
Для четвертого тома "Гуцульщины", как и для предыдущих, В. Шухевич частично получал материалы от своих корреспондентов Ю. Амброзяка, А. Волянского, Л. Гарматия, П. Дудека, но ученый пользовался не только присланными ему этнографическими материалами, но время от время сам выезжал их записывать. Так, в 1902 году во время Рождественских праздников побывал в Космаче, Брустуров, Шешорах и других селах, где записал на фонограф обычаи и обряды, которые соблюдаются гуцулы во время зимних праздников, и сфотографировал колядников, Крещение и т. Записи делал от самых осведомленных крестьян Ю. Соломийчук, М. Мегединюк, И. Грешшяка, П. Палийчука, М. Гутинюка.
В пятом томе, вышедшем на средства Т. Дидушицкого 1908 года, помещены народные загадки, поговорки, предания, верования о растений и зверей, материалы о народной медицине, словарь непонятных терминов с пояснениями. К сожалению, Ф. Вовк отказался дать для этого поэтому свои антропологические исследования о гуцулов, чем хотел совершить свою монографию В. Шухевич.
Современники высоко оценили работу В. Шухевича. Иван Франко в статье "Обзор работ над этнографией Галиции в XIX в." Писал, что "... производиться сборщики нового типа, такие как Иван Колесса, Осип Раздольский, Владимир Гнатюк, Владимир Шухевич, что, занимая широкие научные горизонты, одновременно стараются исчерпать запас этнографических фактов в определенной окрестности ... Владимир Шухевич обращает главное внимание на вистудиювання Гуцульщины с любой точки зрения и является главным впорядчиком этнографического отдела на краевой выставке 1894 .. ".
В статье "Украинский-русская литература и наука в 1899 году" великий Каменяр отмечал, что о стоимости работы В. Шухевича лучше всего свидетельствует то, что она еще в рукописи была переведена на польский язык.





Добавить комментарий: