В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Ведущие мотивы лирики Лины Костенко

31-08-2017

Прежде всего должны прийти к мысли, что школьная программа предлагает слишком мало стихов Лины Костенко для изучения на уроках, 3 какой-то причине не учтено ни большой популярности этого автора, ни целебного действия духовности, которая струится из ее лирики и может воспитать Человека, патриота, гуманиста. Среди обязательных для изучения стихов есть такие, которые учитель легко объяснит, а ученики воспримут и без нашего подсказки. Например, это касается "Пасторали XX столетия". Стоит только учесть, что весьма засовганий в послевоенной лирике сюжет о гибели детей от оставленной после войны взрывчатки под пером гения набирает национального колорита и идеи национальной незвищенности. Это хорошо передано строкой "Хорошие дети были. Казацкого хорошего покроя" и новеллистического неожиданной двойной развязкой о торжестве жизни над смертью и посягательства смерти на жизнь:

А одна разродилась, и стала шестой - мать.

А один был жив. Он умер на следующий день.

Не можем не констатировать, что в библиотеках никогда не было и сейчас нет достаточного количества экземпляров произведений Лины Костенко. Раньше - понятно. М. Слабошпицкий об этом пишет откровенно: ".. Как Андрей Сахаров, она противостояла мощной волне всеобщего" одобрямса ", что девятым валом катилась нашей страной, смывая всех инакомыслящих В годы застоя и стагнации она ушла во внутреннюю эмиграцию. Свыше полтора десятилетия не публиковались его произведения, имя поэтессы не упоминалось ни в каких литературных обзорах и статьях. Официально литературную жизнь создавало впечатление якобы Лины Костенко нет и вообще никогда не было на свете, лишь в студенческих общежитиях и среди настоящих ценителей литературы ходили по рукам ее стихи. Собственно, для моего поколения Лина Костенко и началась с тех самиздатовский листов, так как всех трех ее ранних книг "Лучи земли", "Паруса" и "Путешествия сердца" в библиотеках мы не находили. Чья властная рука похоронила их за семью замками Пожалуй, рассчитывалось похоронить таким образом и саму Лину Костенко ". Сейчас, скажет кто-нибудь, через материальное затруднение тяжело переиздать хотя бы хоть "Избранное", если не полное собрание сочинений. А между тем находятся государственные (народни! - других денег не бывает) средства на издание центнеров и даже тон литературной макулатуры. Следовательно, дело не в финансовых трудностях, а в том, что и в наше время Линина поэзия бьет тревогу, может пробудить национальное достоинство даже русифицированных, а этого очень и очень многим из тех, окопавшихся в должностных креслах, не хотелось б.

Подавать же вопросы к произведениям при отсутствии текстов бессмысленно. Пусть простит нам учитель за то, что руководство от этого станет толще, но мы смеем нарушить структуру собственно конспектов и в случае с творчеством Лины Костенко подать достаточное количество ее самые лучшие стихов. Использует ли их учитель на уроке, или обойдет - это дело его совести.

Начать урок следует из мнения о том, что у Лины Костенко нет плакатных патриотических стихов, нет лозунгов, не часто употребляется даже слово "Украина". И в то же время в подтексте почти каждая поэзия этого автора есть высокодуховной и патриотичной. В. Базилевский по этому поводу подчеркивает: "Лина Костенко из тех поэтов, которые способны сквозь общечеловеческое видеть национальное, а сквозь национальное провидеть общечеловеческое, ее сюжеты всегда имеют второе измерение и этим решительно опровергают взгляд на историю как на иконостас". Это касается и стихов об известных художников, исторических лиц, и стихов, где ярко проявляется гражданская позиция Лины Костенко как выразителя оппозиции существующему тоталитарному режиму. Чтобы проиллюстрировать первых, предлагаем отрывок из "цыганской музы", где говорится о страданиях поэтессы Папуша, которую презирает лагерь, потому что среди цыган не может быть поеток, это позор для рода. Будто стихотворение о трагедии отдельного художника и отдельного народа, - а оказывается, не только цыганки и не только ее соплеменников касаются слова


Другие статьи по теме:
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Символика в романе О. Гончара "Собор"
 Эпичность прозы Саввы Божко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: