![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Василий Эллан-Блакитный |
18-01-2023 |
Почувствовать бы руку во главе ... »Сентиментальность! Пусть погибнет и память нежных на земле ». Но, несмотря на категоричность этого приговора, конфликт между сердцем и разумом поэта здесь вполне очевидно, так или иначе он присутствует в других стихах В. Эллана - вплоть до конца его жизни. После 1921 - 1922 pp. творческая активность В. Эллана в области лирической поэзии медленно спадает. Некоторые объясняют это тем, что поэт, разочарованный, по определенным предположениям, нэпом, «заморозил» (М. Зеров) или просто «повесил» (М. Хвылевой) в себе лирика. Часто цитируемый в этой связи стихотворение «На отяжелевшие, растрепанные нервы ...» (1922) действительно свидетельствовал о диссонансы в сознании поэта, вызванные общей ситуацией в стране, на явления которой он отныне реагирует преимущественно сатирической поэзией. Один из немногих исключений является и «Утро» (1923), который можно назвать поэтическим завещанием В. Эллана: Ясным взглядом глаз в глаза прямо И громким, бодрым криком-пением: - Го-го-го ... Приходите, Повоюем! («Утро») Как редактор «Известий» В. Голубой, часто выступал и в «амплуа» Валера Пронозы - поэта-сатирика, который по-своему комментировал и разъяснял события внутренней и международной жизни. В течение 1924 - 1925 pp. он издал три книги этой стихотворной газетной сатиры - «Заметки карандашом», «Советская горчица», «Государственный ум». Тесная привязанность к «злобы дня», а порой и торопливая приблизительность литературного выполнения покидают сегодня за значительной частью этой сатирической поэзии главным образом историко-литературное и, так сказать, историко-социологическое значение. Но было у Валера Пронозы немало талантливого, остроумного («Чванько», «Песенка с прозаическим концом», «Лулу», «Тишина в Гамбурге», «Героическая поэма», «Патриотическая присяга»). Автором «веселых и метких пародий на украинских поэтов» назвал Эллана (здесь - Маркиза Пепельной) Зеров. Действительно, он умел иронически «перевоплощаться» в Я. Мамонтова, Я. Савченко, Н. Кибальчича, В. Тарноградского и других авторов, комично акцентируя самое характерное в их стилевых манерах. Творческую многогранность В. Блакитного-писателя свидетельствуют и ряд его новеллистического этюдов и набросков («Фабричная», «Письмо без адреса», «Наши дни» и др.), и значительная по объему публицистическая проза политической и общекультурной тематике, а также ряд весомых статей и выступлений по вопросам литературы и искусства. В. Голубой был одним из первых теоретиков и критиков украинской литературы. Определяющей в его эстетико-литературных рассуждениях была идея социальной роли искусства. Вместе с тем он критиковал пролеткульт, с окончательной ясностью квалифицировав его 1925г. как «революционную» маниловщину, в основе которой лежит «вера во всемогущую силу кабинетного плана, декрета, тезисов или резолюции». Овладеть «всем ценным из достижений предыдущих поколений, не замыкаясь в рамках какой« своей », специфически пролетарской культуры», - так мыслил В. Голубой магистральную линию пооктябрьского культурного развития. В. Эллан-Блакитный никогда не забывал и о национальной культуре. Призывая сделать украинский язык «языком Октября», он имел в виду широкое ее внедрение во все сферы государственной и общественной жизни: достаточно смелое желание для 1922 г., когда «Известия» только недавно перестали быть «Известиями», а центральный орган КП (б) В - газета «Коммунист» - выходил на русском языке! Л. Новиченко История украинской литературы ХХ века - Кн. 2. - М.: Просвещение, 1998.





Добавить комментарий: