В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Василий Бобинский - в знания и незнаемые

22-01-2024

В эпилоге В. Бобинский отмечает, что миллионы ска-лоломив пробудились и с новой силой и надеждой взялись за молоты,, чтобы получить желанную свободу.

Поэма, посвященная десятой годовщине смерти гениального поэта, стала гимном непокорности, найдя взволнованные отзывы миллионов читателей не только в Западной Украине, но и во многих странах мира, в частности в Канаде, США, Польши, Чехословакии, Болгарии, Германии, в 1927 году на конкурсе, объявленном НКО УССР к 10-летию Великого Октября, поэму было отмечено второй премией. В «предисловии» к уже упоминавшемуся канадского издания поэмы Н. Ирчан писал: «В десятой годовщины смерти Ивана Франко молодой рабоче-крестьянское галицкий поэт В. Бобинский создал ему такой памятник в украинской литературе, как: никто из наших творцов» п .

Начиная с 1925 года, В. Бобинский часто печатается в зарубежной прессе. Его стихи входят в антологии украинской поэзии на немецком языке, печатаются и переводятся чешском, польском, болгарском, английском языках. Многие произведения В. бобин-ского находим на страницах прогрессивных украинских изданий США и Канады.

ЦК КПЗУ в начале 1927 года поручает В. Бобинский ходатайствовать о создании специального литературного органа. После длительных проволочек разрешение было получено. В ноябре 1927 года поэт начинает издание месячника «Окна» и редактирует его (при активной помощи А. Иванчука, А. Матуливна, М. Волка, а впоследствии С. Тудора, П. Козланюка, М. Калинчука и др.) вплоть до июня 1930 Выход в свет этого журнала был одним из важнейших событий политической и литературной жизни 20-х годов и свидетельствовал о наличии революционных литературных сил в Западной

Украина. За короткое время журнал объединил несколько десятков талантливых рабочих и крестьянских писателей, что позволило созвать в мае 1929 года Первую совещание пролетарских писателей Западной Украины и создать литературное объединение «Горно», ответственным секретарем управы которого был избран В. Бобинский.

Уже в первом номере «Окон» на первом месте В. Бобинский вмещает отрывки из «Баллады о двух гипсовые маски», посвященной памяти Сакко и Ванцетти. В следующих номерах развивает рабочую тематику, начатую циклом «Гейзеры на тротуарах». В стихотворениях «Швея», «За витринами солнце», «Нарастание» воспроизведен социальные контрасты: с одной стороны - мир золота, а с другой - мир страданий, голода и надругательства. Невыносимую жизнь низов автор сравнивает с «ямами», «норами», где «волной отдыха травит густой, как навоз, невыносимый, пьяный угар», где «матери дочерей пускают ... на часок и собственное тело лакомым продавать учат »; сравнивает с трущобами, где« гордое чоловицтво, в липкой блевотину затоптанное, гниет ». А одновременно протестует против такой социальной несправедливости, убежден, что «мир золота и шелка» должна быть уничтожена, ибо -

Там, там, в тех низах, где кровь как

жар красная, и слезы и пот горький сгноили

пышно почву, там, в темной глубине оплодотворенного

Лона, уже скильчився и растет страшный,

как змора, бунт.

Среди произведений, печатных на страницах журнала «Окна», отличается стихотворение «Ходит призрак», исполненный идеями неугасимого Франко «Вечного революционера». Автор рисует образ борца, революционера. Это конспиратор-подпольщик, который умеет довезти в элегантной чемодане «тонколистый тоннаж литературы», запутать назойливых шпиков, написать ночью, «оловянной весом натянув мышцы», строки «вдохновенного бунтарской воззвания».

В начале 30-х годов о В. Вобинського много пишут, его произведения рецензируют такие известные критики и писатели, как Я. Савченко, Д. Загул, Д. Рудик, М. Ирчан, В. Броневский. Его имя ставят в один ряд с именами самых известных тогдашних писателей мира. Молодые пролетарские художники В. Мизинець, А. Гаврмлюк, Мирослава Сопилка, Антонина Матуливна, М. Калин-чук, В. Марчук, В. Ткачук, Мария Дунаивська считали его своим учителем. Долгое время В. Вобинський письменное вел «школу молодого автора», его же стараниями превратилась в стационарные курсы при литобъединении «Горно».

Идейные недруги, признавая талант Бобинского, жалели, что он «отменил его», исповедуя «советофильские программу», более предприимчивые угрожали физической расправой.

Несмотря на эти угрозы (а в крае начиналась «пацификация»), ЦК КПЗУ настоял на выезде В. Вобинського к Советской Украине. Летом 1930 г. поэт с семьей (женой и годовалым сыном) был уже в Харькове, поселился в доме по Сумской улице, принял советское гражданство и включился в бурную жизнь столицы. Поступил в аспирантуру при Институте им. Т. Г. Шевченко, а впоследствии вошел в центральной управы Международного бюро революционной литературы как эксперт из славянских литератур. Участвовал в работе ряда литературных организаций («Западная Украина», ВУСПП) и их печатных органов - «Красный путь», «Жизнь и революция», «Западная Украина», в конференции революционных писателей мира, в польском секторе Оргкомитета по организации СП СССР . Выступал на вечерах в Коммунистическом университете им. Артема, на митингах и перед рабочими аудиториями, написал для радио и киностудии сценарии из жизни западноукраинских трудящихся, издал ряд сборников поэтических и публицистических произведений.

Не забывал В. Бобинский и о своих западноукраинских братьев. Вместе у Й. Бехером, Э. Кишем, Л. Ренном, А. Зегерс, Ф. Гладковым, И. Микитенко, А. Серафимовичем он в 1931 году подписал «Открытое письмо-обращение к писателям всего мира», протестуя против издевательств над политзаключенных 'узниками в луцкой тюрьме. Пристально следил за всеми событиями в Западной Украине, деятельностью группы «Горно», журнала «Окна», советовал, как лучше формировать журнал, какие материалы подбирать, печатал на страницах журнала произведения «Впливологичний эскиз», «Рука на мостовой», «Кайданницький аркан »,« Распятый скрипач », фрагменты из« Поэмы для детей »и др. У них разный выступил против шляхетского режима и всех тех, кто прислуживал ему. Поэт верил, что вскоре и над западноукраинскими землями развеваться красный флаг освобождения.

На Советской Украины, куда приехал «из убеждения на 337%», что «хотя жить в материально тяжелых условиях, чем на Западной Украине, зато станет непосредственным участником создания действительно великой украинской культуры, действительно народноправнои украинский Государства», В. Бобинский пишет об увиденном («Молодежь», «Октябрь») и о том, кто «окрилював великанов мир» и «определил пути человечеству» - В. И. Ленина (стихотворение «Семь лет»), выступает против поджигателей новой войны («Газетный газ», цикл «стрельницу»), а рядом


Другие статьи по теме:
 Анатолий Димаров
 Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ
 Общественная и политическая деятельность Николая Кулиша в 1917 - 1920 годах
 Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков
 Архаизмы и старославянизмы и их моделирующая роль

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: