![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Василий Бобинский - в знания и незнаемые |
28-09-2023 |
Неизменно отстаивая «неотделимо право духа» в поэзии, В. Бо-бинський добровольно подчинил свой талант только совести и революционным требованиям времени. Никогда он «мировоззренческое НЕ раздваивался», а писал так, как и жил, - откровенно и партийную принципиально. Ни жестокие условия жизни, ни гонения, ни происки издателей, ни зверское подавление революционного движения трудящихся Западной Украины и постоянные преследования революционного слова не убили в нем веры в народ, не уменьшили сил и не умерили желания бороться. То, что порой за «капризной формой» В. Бобинский скрывает свои «глубоко гражданские цели», распознал еще в 1922 г. анонимный обозреватель западно поэзии 20-х pp. журнала «Новая жизнь» (1922 .- № 1 .- С. 3). Он, а впоследствии М. Рудницкий ак ^ центувалы умение поэта камуфлировать его «слишком опередит мысли».
Считая себя воином в «состоянии белопольской ночи», В. бобин «ский обращается и к такой отточенной оружия, как сатира. Он не оставляет камня на камне от всех идолов «старой Галиции» в стихах «гробокопателях в митрах», «Как зеркала», «Молитва Индостан-пя», «Рубин», «Легенда о смерти бога» и др. Написаны эти произведения строго-пророческим, гневно-клеймя стихом, каждое слово которых падает как молот, сокрушая по частям официальные лозунги «отцов края» - «за императора и отечество».
Высокая идейность поэзии В. Бобинского И пол. 20-х pp, как уже указывалось, органически сочеталась с доходчивостью поэтического слова. Для произведений В. Бобипського этих лет характерна своеобразная лирико-патетическая форма обращения, строфического богатство, разнообразие размера. Даже в ритмомелодическом звучании в каждом отдельном случае ощущаются разные интонации, глубоко обусловлены содержанием высказанного. Так, например, стихотворения «Буря» и «Вей, бурый!» Написаны на тему революции, однако отличаются своей поэтической формой, строфической организацией стиха. В первой из них автор прибегает к синтаксических переносов в стихотворном строке: слово первой строки переносит в другую, и таким образом перенесено слово принимает на себя функцию целой строки:
Неистовствует буря с Диких Пиль
Лесами.
И катит гнев свой и своей боли
Оврагами.
Интонационные паузы ритма служат здесь своеобразным фактором организации медленного ритма речи. Такая организация строфы словно подчеркивает медленный, но нарастающий, причем непобедимый нодих бури.
Строфа второй поэзии имеет уже другую построение:
Ный, бурый! На крылья могучие:
Гибель возьми и неси
На нивы, в безделье дремучие,
На горы, на яры, леса.
По сравнению с предыдущим стихом здесь имеем полные стихотворные строки, опять же с целым рядом интонационных пауз. Такие паузы, восклицательные, повторы сообщения «ный, бурый." Синтаксически и графически творят именно такую ритмомелодику строфы, передают эффект нарастания стихии:
Ный, бурый! ..
Ревы, хохочи и свирепствует!
Трогательная эмоциональность, народнопесенный мелос-выразительная признак поэтических произведений В. Бобинского. «Синяя чичка», например, наполнена скорбными фольклорными мелодиями прощание; стихотворение «Жнецы» полон мечтательно печали от того, что «пойдет лето от нас наугад», - и каждая строка в нем следовательно вторит мелодией тревожного ожидания.
Еще с большей экспрессией выражает пережитое поэт в цикле «Из сказок моего друга». В зависимости от того, что хочет сказать поэт, о чем пишет, меняется не только строении стиха, но и его ритмика. Так и в стихотворении «На нивы смерть холодна, непобедима» короткие второй и четвертый строки строфы отчетливо замедляют темп речи. Спада его иногда достигает поэт выносом отдельного слова за пределы строфы:
Или понимаешь ты, девчоночка любимая,
Как снили мы когда?
Почему от меня ты ушла так Проснувшись рано?
Вернись! Эй, вернись!
Вернись!
Лирика В. Вобинського И пол. 20-х pp, как видим, интересное явление и по содержанию, и по форме. Молодой поэт проявил себя настоящим мастером инструментовки стиха, художником, который звуками умел рисовать образы и картины, ощутимые физически. Да и вообще В. Вобинський - явление исключительное в нашей литературе. На протяжении всей жизни он, естественно, менялся. Но все главное в нем было уже с самого начала. Он рано понял значение для таланта требовательности к себе и это чувство пронес протяжении отменен-ренных ему судьбой лет.
В июле 1925 года В. Бобинский по поручению ЦК КПЗУ начинает при помощи М. Волка и Антонины Матуливна издавать еженедельник «Свет». Подбирая соответствующие материалы с мест, публикуя острые публицистические статьи, стихотворные памфлеты и фельетоны, политическую лирику, перепечатывая отчеты и информационные сообщения о состоянии образования, культуры, народного хозяйства Советской Украины, произведения советских авторов, В Бобинский превратил еженедельник в трибуну революционной агитации. Этому спо-





Добавить комментарий: