![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Василий Бобинский - в знания и незнаемые |
22-01-2023 |
Более двух лет В. Бобинский редактирует нелегальные коммунистические издания, выполняет другие партийные поручения, печатается на страницах буржуазной, чаще - легальной и нелегальной коммунисты ной периодики, в частности в газете «Земля и воля». Он делает попытку, хотя и безуспешную, объединить левые литературные силы Западной Украине вокруг редактируемых им печатных органов (группа «Митуса» и «Богема»), а в мае 1923 года становится неофициальным редактором журнала «Новая культура» - легального органа Украинская социал -демократической партии, а в действительности ЦК КПЗУ, о чем в свое время писал М. Ирчан М. Тарновскому 5. На страницах этого журнала печатались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, руководящих деятелей КПЗУ, а также произведения молодых западноукраинских революционных писателей. Да и вообще «Новая культура», как справедливо отмечалось в критике того, была «первой на западноукраинских землях литературной трибуной». В работе журнала принимали активное участие М. Ирчан, К. Пелехатый, С. Масляк, С. Тудор, А. Чернецкий, Н. иарновський, Р. Заклинского, И. Ткачук, В. Гадзинський и др. Они и составили первое ядро пролетарских писателей Западной Украине, их произведения, а еще произведения советских и зарубежных прогрессивных художников, заполняли литературную часть журнала. В. Бобинский опубликовал здесь стихотворении «Рубин», «Пение крылатых кентавров», отрывок из поэмы «Смерть Франко», переводы из В. Гюго, А. Франса, А. Рембо, Э. Верхарна, А. Блока, В. Брюсова, В. Маяковского, В. Луговского, ряд публицистических и литературно-критических работ.
Выдавать коммунистический журнал за жестоких условий оккупационного режима и военного положения на всей территории Западной Украины, пропагандировать марксистско-ленинские идеи, отстаивать достоинство и права угнетенных масс, вдохновлять их на революционно-освободительной борьбе - было делом сподвижнжцькою. В. Бобинского в ноябре 1923 года третий раз арестовала полиция. Основание - антиправительственные выступления и принадлежность к Коммунистической партии. После полуторамесячного усиленного бадання (допросов) во львовской тюрьме Батория, поэта в середине декабря «за отсутствием доказательств» освободили из-под ареста.
В художественных произведениях, литературно-критических работах тех лет (и в статье «От символизма - на новые пути», опубликованной в журнале «Митуса» в 1922 p.), y рецензиях на книги собратьев по перу и идейных противников В. Бобинский категорически отрицает графоманские халтуру, клерикальном фарисейство, декадентские антиреалистические изыски, отстаивает тесную связь литературы с жизнью народа, считая литературу формой общественного сознания, а на землях порабощенной Западной Украине еще и одним из важных средств революционной борьбы. Он поборник прогрессивных идей в литературе, ибо они несут в себе новое, способствуют двигательные вперед, служат интересам трудящихся масс и правдиво отражают западноукраинскую возмущений действительность.
В 1923-1924 годах в издательстве «Молочное путь» выходят две поэтические книги В. Бобинского - «Ночь любви» и «Тайна танца», в которые включены произведения, написанные в первые годы оккупации панской Польшей западноукраинских земель. Подавляющее большинство из них печаталась на страницах таких изданий, как «Митуса», «Мир» и «Литературно-научный вестник». В этих произведениях поэта сугубо интимное, личное переплелось с болями и радостями его земляков.
В сердце и сознание лирического героя жестокий оккупационный режим («ужасная ночь, саваном накрыла все кругом») вливался тревожной волной; понимание невозможности нагло разорвать скованные руки »вызвало гнетущие, мучительные раздумья, которые поэт наполнил глубоким чувством и переплавил в образы яркие, физически ощутимы. Они и держат читателя в магическом плену, заставляют следить за их динамикой.
М. Качанюк, И. Коломийца, Д. Рудик, В. Державин и др., не изучив всех, разбросанных по разным периодических изданиях произведений поэта тех лет (речь идет о еженедельник «Земля и воля», нью-поркськи «Украинская ежедневные известия» («УЩВ»), журнал «Новая культура» (и «Культура»), календарь «Вперед»), объявили лирику из названных книг «подряд индивидуалистськои», «модерно-символе-стською».
Идейное содержание произведений из названных сборников, к сожалению, однобоко определяли и некоторые современные литературоведы. Так, С. Трофимук, ища «окружные дороги», готов был причислить В. Бобинского к сторонникам польского «Авангарда» или «Скамандер», хотя одновременно не смог не признать, что поэт на «сто этажей выше» от представителей названных групп, он «никогда не терял чувства перспективы», и в «этот печальный период» (I пол. 20-х pp - M. Д.) его не покидала сознание крупных общественных задач »6.
Внимательный анализ опубликованных и неопубликованных стихотворений В. Бобинского 1921-1924 pp. свидетельствует о том, что поэт, тонко чувствуя «веяния литературного прогресса», аккумулировал достижения поэтики и изысканную технику лучших представителей украинской, русской и мировой поэзии начала XX века, и как следствие - с такой разнообразной, утонченной гаммой нюансов - интонаций, оригинальных тропов , строфической разнообразием, совершенным чувством ритма - передает в своих, на первый взгляд, самых интимных твоpax «острые социальные и выразительные Идейной позицией болячки дня» 7.
Не подряд темная краска и трагические мотивы характерны для сборника «Тайна танца». Так, в заглавном стихотворении книги В. бобин-ский ставит перед тогдашней поэзией логичный вопрос: «грядеши. Камо? »А дальше всем содержанием сборника отвечал на него: поэт не имеет права отворачиваться от контрастов жизни, дрожать перед« слепой тьмой »,« прятаться в дебри », когда« багряный грудь »кровь братьев. Он должен «слепнуть от боли», но быть в первых рядах; не сдаваться усталости, зажигать отчаявшихся собственным примером:





Добавить комментарий: