![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Василий Бобинский - в знания и незнаемые |
17-01-2023 |
А во многих стихах сборника поэт словно нарочно порозсипав ключевые фразы-отгадки: «улочками кровь течет и толпа хохочет» («В сумерки»), «всплывает ряд окровавленных лиц», «гудит проклятие и глухо свищет бич» («Вечерняя мелодия») , «кончит! - Дрожа гомоном казематы »,« на тризне друга, что ... с жизнью прощался »и т. д. Таким образом, названный цикл (и в целом и сборка), как видим, были результатом художественного обобщения фактов тогдашней общественной жизни. Имеют они ведь объективную, глубоко социальную основу, что подчеркивается и своеобразной структурой цикла: наряду с элегия идут поэзии мажорного звучания, темные краски вдруг меняются радужно цветными, чувство безысходности перечеркивает вера в непременность прихода «весны». «Тяжелый туман» в душе лирического героя развеивает «сказка про зелень, о ветерок».
Надо быть настоящим сыном своей земли, чтобы даже в самые критические минуты его судьбы не потерять веры в силу и непобедимость порабощенного и непокоренного народа:
Поклон тебе, безгооподня пустыне Тебе необмежима, бесконечная Тебя, неумолима, бессердечная, Символ той, что вовек не вгин «.
В цикле задушевно и трогательно говорится о том, что пережил, почувствовал, увидел, понял поэт в те годы, что было дорого и близко ему.
И хотя лексика и оскорбления кое повторяют «львовскую модерна», - содержанием, идейной направленности стихи В. Бобинского ей противопоставлены.
Сила ранних стихотворений В. Бобинского не в зрительных образах (хотя и здесь он преимущественно оригинальный), сила в завораживающем течении ритмов, все время меняются. То торжественно-возвышенные, то разговорно-бытовые, то песенно-розсливни, то иронически-убийственные, они в своем интонационном богатстве передают переливы вместительной и глубокой мысли (или чувства) поэта. Не у многих галицких художников-современников В. Бобинского найдем такое умение пользоваться возможностями традиционно-классического стиха. Такое богатство строфической строения, а следовательно видовое и жанровое разнообразие - сонет (и венок сонетов), песня, реквием, зарисовка, элегия, гимн, публицистический стихотворение и философская медитация, стихотворение-послание, призыв - все это те формы, которыми он пользовался в 20-х pp. безупречно. Один из первых серьезных критиков В. Бобинского И. Ткачук выделял его как «самого яркого» среди молодого поколения поэтов, как «заметного представителя новой поэзии» 1.
Лучшие из рассматриваемых выше произведений свидетельствуют также о том, что переход В. Бобинского на сторону революции был им давно идейно и творчески подготовлен. Только человек, сердцем и разумом разделяла ее высокие принципы, могла раз перед переходом - 3 апреля 1920 - написать такой талантливое произведение, каким является перепев известной революционной песни Л. Радина «Смело, товарищи, в ногу». Причем так органично и удачно приспособить его к конкретным условиям гражданской войны и адресовать именно своим друзьям по оружию - красным стрелкам. Недаром же и назван этот перепев «Песня стрелков-пролетариев». В произведении четко определены идеалы художника - служить «стяга Власти Советской», «сбросить гнет вековечный с изогнутый спин» широких трудящихся масс, выступить против «вражьей силы господина и палача-царя». С тех пор в лексиконе поэта появится всесильное «мы». Появится как лейтмотив веры в непременность победы трудящихся, какие бы испытания не выпали на их пути.
Барских палачей не ужаснется Буря красных стрелков. Грянет - и мир весь займется Мессию восставших рабов.
С середины апреля 1920 г. В. Бобинский живет в Киеве. Здесь он лечит плечо (был ранен в районе Винницы). Сближается с П. Тычиной, Д. Загулом, Я. Савченко, встречается с руководящими деятелями Галбюро КП (б) У, принимает участие в работе съезда красных старшин, некоторое время работает в редакции газет «Красный стрелок» и «Галицкий коммунист» . В стихах киевского периода-«Пусть же враг трепещет», «Погибнет враг», «Песня галицийского бедняка» и др. - поэт возвеличивает Украинская Октябрь, который долго зрел в низах трудовой Украине и загорелся грозным ударом по извечной обиде.
В «Песне галицийского бедняка» В. Бобинский подает крупным планом собирательный образ повстанца, в котором Октябрьская революция пробудила чувство личного достоинства, вызвала в душе неисчерпаемые запасы энергии и героизма. Отныне опыт братьев с Востока станет мерилом и образцом его деятельности, основой неколебимой веры в конечную победу. Обращаясь к поработителям, герой произведения бросает им в лицо грозные слова:
Нет, палачи! Пойду в мир, пойду на восток, -
ибо уверен, что найдет там «защитника», и что, вернувшись с ним «в родную хату», осуществит вечно желанное:
На господ, на палачей Будет месть и гнев - выбьет день расплаты.
Этим пафосом проникнуты и баллады «Тюрьма» и «Воскресения».
В июне 1920 года В. Бобинский возвращается в Галичину опытным бойцом, поэтом с четко выраженным мировоззрением и не менее четкой задачей - развернуть «коммунистическо-пропагандистскую деятельность в Западной Украине». Об этом он писал в 1931 году в одной из трех ныне уцелевших «автобиографий» 1.
В целях конспирации он некоторое время «поправлял здоровье, отсиживаясь на селе» (Хоросница, Мостицкого уезда). А осенью 1921 года по вызову Центрального комитета Коммунистической партии Восточной Галиции приехал во Львов, города, который был тогда не только форпостом польско-шляхетского реакции, но и центром коммунистического подполья и революционных сил в Западной Украине.





Добавить комментарий: