В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Василь Земляк

24-01-2023

(1923 - 1977) Творчество Василия Земляка практически с первых его серьезных шагов в литературе привлекло к себе внимание, а после появления «Лебединая стая» (первая публикация: Днепр. 1971. № № 1-3) писатель на длительное время стал объектом дискуссий об украинской прозе 70-х годов, хотя сначала критика была не очень единодушной в оценке этого романа. И все же вместе со второй книгой («Зеленые Мельницы», 1976) это произведение было отмечено 1978p. Государственной премией Украины им. Т. Шевченко, выдержал течение немногих лет несколько изданий. Вместе с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василь Земляк (Василий Сидорович Вацик) в украинскую литературу 50-х годов. За плечами, в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его влекло небо, и он, деревенский парень из Виннитчины, стал курсантом авиаучилища в Харькове), жестоко сокращена войной молодость, тяжелое ратный опыт (был партизаном и испытал весь драматизм борьбы с оккупантами в их тылу). Как прозаика незаурядного В. Земляка заметили после появления печатью двух его повестей - «Родная сторона» (1956) и «Каменный Брод» (1957). Посвященные теме украинская послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взятые из жизни коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли «географию» образно осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х годов они стали и как произведения художественно своеобразны, и как заметная дань с «типичными» чертами так называемой колхозной прозы. Творческое возмужания Василия Земляка как писателя, который уже имел собственную тему и своеобразный стиль, показали два следующих его произведения - повести «Гневный Стратион» (1960) и «Подполковник Шиманский» (1966), которые представили читателю уже опытного и сформованишого автора. Опираются в своей основе на факты времен войны (а их писатель часто брал с личного опыта), эти повести, по сравнению с двумя предыдущими, искуснее построены сюжетно, значительно читабельниши и, вместе с тем, выразительные как произведения именно Василия Земляка: общий их тон приобретает ту очерченность, гибкость, первый раз ассоциируются с творческой личностью этого писателя. Возможно, что на формирование новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его интересы. Работая на Киевской киностудии им. А. Довженко, он создает ряд сценариев, названных, впрочем, киноповести, - «Олесь Сапожник», «Новеллы Красного дома», «Последний патрон» (1956 - 1963). Писатель чувствует вкус к динамичному сюжету, к четко выраженного противоборства сил, которое граничит с приключенчества. Но при этом не теряет приобретенного раньше, то есть вообще не меняет уже произведенных манеры речи и взгляда на изображаемый мир. Но только «Лебединая стая» убедительно показала восходящее направление его творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерологии, впитав в себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика.


Другие статьи по теме:
 Иван Кочерга
 Иван Нечуй-Левицкий
 Архип Тесленко
 Евгений Гуцало - жизненный и творческий путь
 Иван Гнатюк

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: