В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Станислав Лем. Жизнь и творчество

16-11-2023

Дебют Станислава Лема был двойным: молодой врач написал медицинскую труд о функции человеческого мозга и роман «Человек с Марса» (1946) - эти его две ипостаси, беллетриста и ученого-натуралиста, присутствуют в каждом произведении. Научно-фантастическая литература относится к так называемой популярной, или массовой, выработав в себе определенные стереотипные ходы и мотивы - появление на нашей планете гостей из Космоса, зависимость человека от произведений его разума (бунты роботов, компьютерных систем, ядерные аварии), необычные формы жизни на других планетах, космические войны между цивилизациями и т.д. Лишь в первых своих книгах («Астронавты», «Сезам и другие рассказы», ​​«Облако Магеллана») Лем разделяет футуристические увлечения НТП и соцреалистические формулы безоглядной веры в новую, грядущую цивилизацию. Но уже с «Диалогов» и «Звездных дневников» (1957) шаблоны популярного жанра становятся лишь предлогом для настоящей «лемивськои» проблематики, приключения в космосе превращаются в приключения человеческого разума, на место увлечений приходят ирония и гротеск.

Кстати, именно гротеск сильнее объединяет Лема с традициями польской литературы. А вечная игра с литературными формами и жанрами, шутливые и гротескные стилизации, пародии и травестии традиционных разновидностей письма в сочетании с развлекательными приемами и глубокой философской есеистичнистю, аллегорическим образом лабиринта позволяют говорить о присутствии постмодернистского начала в творчестве писателя. Это начало призвано разрушать эффект «наивной правдивости» изображенных в произведении «реалий» будущего: герои произведений Лема, в которых витает дух средневековых рыцарей, разговаривают архаичной языке и наделены таким же средневековым сознанием, их имена - Трурль, Кляпауций - есть гротескными, как и образ пилота Тихого чем-то напоминающий Мюнхгаузена. Футурологические параболы Лема имели часто не просто социальный, а политический оттенок. Так в романе «Дневник, найденный в ванне» (1961) - репортаж из какого подземного «третьего Пентагона», институты, сама за собой шпионит и сама с собой борется. Того же года появился самый известный роман Лема - «Солярис», на основе которого Андрей Тарковский в 1973 году снимает фильм.

Катастрофическая, а отчасти и экзистенциальная философия Лема находит различные художественные формы - проза, очерк, эссе. Писатель экспериментирует с различными общественными и биологическими моделями, схемами развития нашей цивилизации, неизбежно доходя единому выводу - об ограниченности человеческого познания, о бесконечной малости и низости человека, о пагубном характере его разума. Проблематика произведений Лема вырастает из ограниченной природы человека и бесконечности времени, космоса, пустоты. Писатель утверждает, что действительность такова, какой она представляется человеку, является лишь функцией случае: обычные события и явления, которые имеют для нас причинно-следственный характер, это только игра случайностей, обобщенная статистикой, и за ними не стоит никакая целенаправленная деятельность.

Несмотря на всю свою техническую силу, современный человек не может познать Космос, поскольку рассматривает его с позиции собственного разума. Все, что создает человек, весь мир ее ценностей является герметично закрытым в ее собственном кругу. Мы не можем выйти за пределы этого круга, не можем увидеть свои ошибки с помощью другой, чужой сознания, не можем установить никакого контакта с другим типом ума и найти взаимопонимание с подобными себе. Мы никогда не расшифруем «голос Бога». Все эти ограничения усиливают беспокойство, чувство одиночества и экзистенциальный ужас. Станислав Лем приходит к неожиданному выводу: человек должен познать самого себя, свои ограничения и возможности, всановиты контакт сама с собой. Это - единственно возможная «терапия» против horror vacui - ужаса пустоты, окружающей человека в мире людей, а человечество - в просторах космоса. Этим философия польского писателя напоминает мне прозу Валерия Шевчука.


Другие статьи по теме:
 Поэзия Владимира Сосюры
 Степан Руданский - образец тяжелой литературной и жизненной судьбы
 Жизнь и творчество Ивана Чендея
 Жизнь и творчество Виктора Близнеца
 Жизнь и творчество Валерьяна Пидмогильного

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: