В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"

03-11-2017

Собственно, это не только законченная пейзажная зарисовка, а настоящая поэзия в прозе: здесь и радужный мир детства, и все глубже познания тайн красоты природы, и пробуждение светлого и святого чувства ...

Приведенный выше отрывок из романа "Правда и кривда" яркое подтверждение того, как виртуозный мастер оранично монтирует воспоминания в художественную ткань.

Романист лучше способен воспроизвести исторические и психологические процессы. Как художественное исследование исторических закономерностей эпохи, социальных судеб человеческих роман в принципе, "не имел себе равных ни среди других литературных жанров, ни от других видов искусства". Свидетельство этому "Правда и кривда" - один из самых выдающихся произведений украинской литературы начала шестидесятых годов.

Наиболее полно раскрывается психологическое искусство Стельмаха-художника при "лепке образа Марка Бессмертного.

Зспив романа "Правда и кривда" вводит читателя в адский водоворот сражения, невероятных испытаний: "Огонь был таким, что в воздухе снаряды встречались со снарядами, мины с минами, гранаты с гранатами": "сходили с ума железо, сходили с ума лошади и неистовствовали люди. Блики взрывов вспыхивали в их глазах, в отблесках взрывов темно маснилы луже крови. И на фоне этого адского боя - богатырская выдержка и стойкость наших воинов. Уже здесь определяется масштабность и символичность образа Бессмертного.

Мы еще не видели и не слышали Марка, а уже положено первое резкое мазки его образа (через описание боя и фамилия), подчеркнуто его характере типичное. Внешность персонажа домальовуеться в контрастном освещении. Сначала через восприятие девочки-подростка ("Вон, рядом с Георгия Победоносца лежит ..."), потом - медсестры и полковника (Они потихоньку пошли в глубину церкви, остановились перед двумя воинами; рисованным - небесным и раненым-земным Вокруг небесного воина белели клубочки облаков, вокруг земного - темнели пятна крови ").

Жизненная правдивость образа Марка Бессмертного углубляется когда Стельмах-художник подробнее выписывает его внешние черты (и опять же - через мироощущение другого персонажа): "Полковник опустился на колено, внимательно, с сожалением посмотрел на бескровное, смуглое, неровной пидкивковою усов лицо солдата ... "Этот момент," неровная подковка усов ", в портрете Марка Бессмертного все время приобретать нового освещения.

А когда сердцу героя уже не хватало крови и "оно" останавливалось, затихало, словно песня ", Оксана, испуганно касаясь его плеч закричала:" Не умирайте ...". Гиперболическая сила Марка-воина и Марка сеятеле возвышенные Стельмахом к эпичности ("Я не в ... мира ... Я в ... выздоравливаю").

Санитары принесли Бессмертного в подземелье, кто дернул за ногу, потом за вторую и удивился: "Вы посмотрите на этого новичка - у него вместо портянок растерзан эсэсовский флаг". Деталь поразительное, она преподносит образ Марка на вершину неслыханной выдержки и мужества, непреодолимой веры в победу: "Топчу фашизм! Топчу обиду! "- Хотел сказать Марко, но слова его были такими слабыми, что не могли раскрыть уст".


Другие статьи по теме:
 История написания романа Панаса Мирного Разве ревут волы, когда ясли полны?
 Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого
 Идейно-художественный анализ романа И. Багряного "Тигролови "
 Багровый и "Тигролови "
 Природа сатиры и юмора в творчестве О. Вишни

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: