В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Проблема составляющих содержания произведения

27-10-2017

В теории литературы ХХ века существуют различные представления о "внутреннее содержание произведения" и его составляющие. Различные точки зрения постоянно сосуществуют, споров почти нет, критического рассмотрения также. Но все взгляды или узкие, частные, или содержат элементы, касающиеся действительности не содержания, а формы, или вообще относятся к внешней сферы произведения.

Для их анализа выберем логически-последовательный путь, привлекая хронологию как подчиненный средство. Главное внимание обратим на критический анализ типичных, показательных взглядов, которые и сегодня одновременно имеющиеся в научном обороте.

Итак, "внутреннее содержание произведения" (содержание со стороны его внутренних связей) в теории литературы ХХ века определяют через перечень таких составляющих.

1. Жизненный материал, тема, идея. Этого трехступенчатого взгляда придерживался Л. И. Тимофеев еще в 1938 г.? 9, 43? Но такой перечень неполный. С точки зрения целостного взгляда на первой ступени разделения "целого" есть всегда только две составляющих, на втором - четыре. Перевоплощение же составляющих прервано отсутствием четвертой составляющей, которая в нашей статье выяснится позже.

2. Жизненный материал, тема, идея, сюжет. Этот взгляд тоже принадлежит Л. И. Тимофеев, начиная с 1959 г. "В самом отборе писателем жизненного материала, - пишет он, - выражается то идейное содержание, которое несет в себе его произведение ... Слой явлений, отобранных писателем для изображения .., определяют обычно как его тему ... Идея - это то, что он хочет сказать о изображено, оценка его ... Сюжет является прежде всего одной из сторон непосредственного содержания произведения "? 15, 122, 123? Однако сюжет не является "одной из сторон непосредственного содержания произведения", он не "рождается" ни с одной составляющей содержания, он, напротив, олицетворяет форму связей всех составляющих содержания, а непосредственно является формой развития конфликтности произведения, как известно в теории литературы последних лет. Итак, из четырех обозначенных в Тимофеева составляющих "сюжет" выпадает. Он не гармонирует с другими составляющими содержания.

3. Тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка. Взгляд принадлежит Г. М. Поспелову в 1940 г. "Содержание произведения, - пишет он, - это обобщенные в нем явления реальной жизни (тематика), в которых выделена и подчеркнута определенная их сторона (проблема) и которым предоставлена ​​определенная идейно-эмоциональная оценка ? 10, 192? Г. Н. Поспелов не отличал тогда "идею" как составляющую смысла, так как считал термин "идея" синонимом термина "содержание": "Содержание отдельного художественного произведения иначе называется его идеей. Идея произведения - это описываемая в нем тематика, поставленная в нем проблема и высказанное в нем идейное отношение в их единстве "? 10, 192? Однако, "содержание" и "идея" - не синонимы, о чем часто пишут. Соотношение между этими понятиями - как между целым и частью. По "эмоциональной оценки" - она ​​характеризует внешнюю сферу произведения, а не внутреннюю сторону содержания, объясняет отношение "автор - содержание", а не "составные содержания".

4. Социальные характеры (тематика), идейное осмысление (проблематика), эмоциональная оценка (пафос). Эта позиция тоже принадлежит Г. М. Поспелову, но в 1988 г. "При анализе произведения нередко встречается термин" идея ". При этом идея, понимаемая как эмоционально-обобщающая мысль, ассоциируется с осмыслением и оценкой характеров. Эта мысль требует уточнения ..: осмысление характеров ... - Это выделение и усиление тех свойств и сторон их жизни, которые существуют в самих этих характерах. Эмоциональная оценка - отношение писателя к этим характеров, выражено через их изображения. Значит, все стороны идейного содержания произведения - тематика, проблематика и идейное оценка - находятся в органическом единстве. Поэтому ... идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания "? 1, 102-103? Однако такое уточнение ("всех сторон содержания" - без идеи) выбрасывает идею за пределы содержания произведения, с чем согласиться нельзя. Если же не соглашаться с последним, то получается, что идея - тоже сторона содержания и должна быть названа среди его составляющих. Последняя мысль справедливее, но она требует другого определения идеи. А "единство всех сторон содержания" (как целого) - это "внутреннее содержание".


Другие статьи по теме:
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного
 Анализ романа "Собор" Олеся Гончара
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Поэма Т.Г. Шевченко "Подземелье"
 Ведущие мотивы лирики Лины Костенко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: