![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Проблема составляющих содержания произведения |
01-03-2023 |
Другие неуместности в указанной позиции относится возведение тематики в "социальных характеров". Тематика - аспект содержания, характеры - аспект формы, точнее - разновидность образа; характеры в мировой литературе бывают не только социальными, как и тематика. Когда же считать, что тематика связана лишь с социальными характерами, получится, что в произведениях, где нет социальных характеров, нет тематики (в частности, в пейзажной лирике, в стихах о любви), чего быть тоже не может.
Что касается "эмоциональной оценки" (пафоса), то это, скорее, не идея, а эмоциональное отношение автора к идеям, которое вращается в произведении их авторским окраской: положительным или отрицательным, сатирическим, юмористическим, романтичным, саркастическим, или положительно-возвышенным . То есть это - оформление идей и поэтому касается формы произведения, причем так называемой "внешней формы", поскольку здесь видим прежде всего оформление (через эмоции) "оценки" как составной "внешнего содержания произведения".
Что касается термина "проблематика", то он указывает на процесс осмысления, на тенденцию этого процесса.
5. Тема, идея. Сторонников этой точки зрения есть много протяжении всего ХХ века. Она наиболее распространена в науке и среди населения. Она освещена в учебнике "Введение в литературоведение" Г. Л. Абрамовича 1961 или в последующих изданиях его, в частности 1979 Этой точки зрения придерживается В. Г. Титов в работе "Литературное произведение. Структура литературного произведения. Тема и идея "? Кишинев, 1967?:" В понятие содержания входит и предмет изображения, который называется темой, и суждения о нем, оценка его автором, иначе - идея "? 19, 6? Здесь "теме" назван предмет изображения, хотя "предмет" находится вне произведением, а тема - в самом произведении. Этой позиции придерживается П. К. Волынский: "Тема и идея в своем единстве составляют идейно-тематическую основу произведения. Различают их при анализе условно, а в произведении они объединены и характеризуют прежде всего его содержание "? 2, 78? Уже эти слова свидетельствуют, что П. К. Волынский чувствует недостаточность двух названных им сторон содержания. Еще более это можно почувствовать, если обратить внимание на нижеследующие его мысли: "Чтобы установить, как в произведении изображен действительность .., надо прежде всего определить, какой круг жизненных явлений изображено, какие проблемы поставлены"? 2, 79? Но последние две стороны ("круг жизненных явлений", "проблема"), которые тоже составляют содержание, находятся в П. К. Волынского на периферии разговора о составляющих содержания, точнее внутреннего содержания.
Названы две составляющие содержания - тема, идея - присутствуют и в "Словаре литературоведческих терминов" В. М. Лесина и А. С. Пулинцы? 7, 157?: "Единство идеи и темы является содержанием художественного произведения".
Есть эти две составляющие и в словаре В. М. Лесина "Литературоведческие термины" ? 20, 74?: "Под содержанием понимаем то, что сказано в произведении, то есть его тему и идею". Кстати, "форма произведения" в словарях, как у всех других источниках, также понимается не целостно-системно, а выборочно, причем по-разному (как и везде). В "Словаре литературоведческих терминов" В. М. Лесина и А. С. Пулинцы, например, к форме относят "сюжет", "фабулу", "жанр", "композицию", "средства поэтического языка"? 7, 157?, хотя последнее - "язык" многими другими исследователями изымается из состава формы произведения. А о самой "форму" в словаре В. М. Лесина "Литературоведческие термины" сказано другое: "Форма - это способ раскрытия содержания, его композиция и сюжет, система образов, жанровое своеобразие, художественные средства" ? 20, 74? Здесь заметно, что термин "методы" использовано неудачно, как равноправный со всеми остальными в рамках "формы", хотя он - родовое обозначение для всех остальных: и композиция - это художественный прием, и сюжет, и жанровое своеобразие, и система образов, а также есть и другие. И здесь, как видим, требуется переосмысление составляющих.





Добавить комментарий: