В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Поэма Т.Г. Шевченко "Подземелье"

29-02-2024

Поэма-мистерия Тараса Шевченко «Великий Погреб»

Подземелье - один из самых значительных произведений поэта историософского содержания и нациософського направления. В оригинальной, новаторской художественной форме Шевченко воплощает свою философско-поэтическое концепцию истории Украины, главный переломного ее этапа - воссоединения с Москвой и фатальных для нации политических, социальных, социопсихологических исследовали этого акта. В "Великом погребе" высказано провиденциальное представления поэта о будущем земли, веру в пробуждение украинского народа, его духовное возрождение, обретение независимости и развитие национального государства.

Первоначальный текст поэмы не известен, Чистовой автограф включен в рукописного сборника "Три года". Вслед за большей частью текста в автографе записано фрагмент, который обычно рассматривался в шевченковедении как отдельное произведение, во всех изданиях, выходивших в Украину до 1989 г., он так и напечатан под названием, по первой строкой, "Стоит в селе Суботов ...". В последнее время ввиду того, что основную часть текста не датированы (единственный в сборнике случай), а фрагмент подан без особого заглавия и типичного, как для отдельного произведения в сборнике "Три года", графического оформления, и учитывая их тематическую и смысловом близость большинство исследователей (М. Новицкий, П. Зайцев, Л. Белецкий, А. Белецкий, В. Бородин, Ю. Ивакин, А. Павлов и др.) склоняется к мысли, что текст "Стоит в селе Суботов. " является эпилогом "Подземелье". В изданиях Шевченко Т. Кобзар (Виннипег, 1952 .- Т.2) и ШевченкоТ.Повне собр. произведений; В 12 т. (К, 1989 .- Т.1) его помещены как основной части поэмы (строки 500-547). На основании автографа в сборнике "Три года" комментаторы определяют время и место создания мистерии: считается, что отметка под фрагментом "21 октября 1845. Марьинской" касается текста целой поэмы, отсюда вывод: "Подземелье", скорее всего, было написано в с. Марьинском (Марьинском), где Шевченко 1845 года жил в имении А. Лукьяновича. Правда, кроме автографа сборника "Три года", существует еще недатированный рукописный список [. Лазаревского конца 50-х гг XIX в. Под этим списком Шевченко, просматривая его по возвращении из ссылки, подписал: "Миргород, 1845". Поскольку указание сделано из памяти, у специалистов она вызывает сомнение, хотя надо отметить, что того же 1845 г. Шевченко неоднократно посещал Миргород, поэтому вряд ли стоит полностью исключать, что если не всю поэму, то какую ее часть могла быть создана таки в Миргороде. С местом написания, таким образом, нет окончательной ясности; по времени, с уверенностью можно утверждать, что "Подземелье" написано не позднее 21 октября 1845, в любом случае, по свидетельству О.Афанасьев-Чужбинского (Русское слово.-1861 - № 5.-С.8), именно в конце этого месяца Шевченко ознакомил его с только завершенной мистерией, которая тогда еще не имела названия. Переписывая 1846 поэму из неизвестного автографа в сборник "Три года", через определенное время спустя, а также, вероятно, 1847 г., во время пребывания в Седневе, у А. и И. Лизогубов, Шевченко сделал в этом тексте ряд исправлений, которые предоставили ему окончательный вид. Многочисленные исправления внесены поэтом и в список I-Лазаревского, в котором было (и осталось) много искажений и извращений сравнению с текстом сборника "Три года".

Вскоре после написания поэмы, еще до ареста Шевченко 5 апреля 1847, различные ее фрагменты стали распространяться в рукописных списках, вначале преимущественно в кругу членов Кирилло-Мефодиевского братства: списки В. Белозерского и Н. Костомарова были отобраны при аресте. Делались списки и позже, вплоть до начала XX века, среди них известные списки О. Бодянского, М. Максимовича, И. Лазаревского и др. (Подробнее об этом см.:


Другие статьи по теме:
 Анализ романа "Собор" Олеся Гончара
 Ведущие мотивы лирики Лины Костенко
 Эпичность прозы Саввы Божко
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: