![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Котляревский - зачинатель новой украинской литературы |
10-12-2022 |
Котляревский неоднократно обращается к историческому прошлому Украини, возвеличивает патриотические подвиги народа. Воспевая лучшие национальные традиции, утвержденные историческим опытом народа, поэт призывает самоотверженно любить отечество, проникнуться животворным чувством служения ей Любовь к родине зовет на подвиг, пробуждает высокие чувства. В борьбе за родную отчизну люди преображаются: "Там рыцарь всякий парнишка". Патриотические чувства преподносят достоинство человека, его честь. Всей своей поэме И. П. Котляревский отрицал утверждение, что "исключительное право" на героические деяния принадлежит только дворянству. Дух патриотизма, по убеждению автора "Энеиды", является "приметой" и простых людей. В условиях же-государственно-крепостнической действительности такая концепция звучала действительно смело.
С неповторимым добродушным юмором обрисован в "Енеиди" троянцев. В их образах поэт раскрыл духовное величие народа, моральное превосходство над привилегированными слоями суспильства.Просто и мужественно юноши Низ и Эвриал отдают свою жизнь, когда этого требует отчизна. "Казацкая нрав" проявляется в поведении троянцев. Это веселые, остроумные и смелые люди, они всегда жизнерадостны, беззаботные, способные вынести на своих плечах наибольшее бремя ради интересов родины. Святое для них - боевое товарищество, братство, верность гражданскому долгу, дружбе. Поэт прославляет "полки казацкие", что "как гриявуть, сотнями ударят, вперед копья наставлю, то словно метлой все метут".
Отчаянные гуляки в "Энеиде" ("проходимцы" и "голодранцы") обращаются на настоящих героев. Закаленные в походах и сражениях, троянцы превыше всего ставят славу и воинскую доблесть, их не привлекают роскошь и богатство; воля - вот чего они хотят и ради нее готовы сражаться до последней капли крови. Троянцы - хозяева земли, настоящие ее обладатели. Боги же - "олимпийцы", "Вседержитель" - мизерные и смешные по сравнению с ними - мужественными, бесстрашными, соединенными товарищескими узами. В этом несомненный гражданский пафос "Энеиды" Котляревского.
Поэма "Энеида" в своей сути произведение реалистичен, построен на жизненной основе. Автор ее то и дело говорит о необходимости стать ближе к реальной жизни, о том, что, собственно, в этом - задача и смысл поэзии.
Живопись И. П. Котляревского вполне земной, насквозь проникнутый "человеческим духом", человеческими радостями. Все здесь сверкает солнцем, дышит полной грудью. Все проникнуто удалью, что не знает удержу. Поэт не скрывает, что пессимизм, минорный тон не в его духе.
Картины траура ему не удаются: поэта и здесь не покидает юмор, склонность к шаржирования. Вот Евриалова мать, услышав о смерти сына, "кричала, гедзалась, каталась, визжал, как поросенок ...". Смех покрывает собой все, пронизывает мельчайшие детали. Пусть время этот смех грубый, "как для господского уши", но всегда искренний, здоровый. Однако добродушный юмор нередко уступает место лукавой иронии, колючей сатире, когда речь идет о враждебных народу слои. Лиризм, задушевность характерны для тех строк, где поэт говорит о славном прошлом народа или напоминает современникам о забытой повинность перед отечеством. Теплые воспоминания переплетаются здесь с худшим упреками в адрес равнодушных, с состраданием за судьбу трудового человека.
Новаторство поэтического творчества И. П. Котляревского выступает в поэме довольно отчетливо. Писатель противопоставляет свою музу традиционным "старым" музам, отклонит литературным канонам:
Ох, сколько муз таких на свете!
Во всяком городе, в уезде!
Укрыли бы сверху вниз Парнас.
Я музу зову не такую:
Веселую, красивую, молодую;
Старых пусть брика Пегас.
Поэта муза полна жизни. Щедрой рукой мастера разбросано в поэме меткие афоризмы, сообразительные наблюдения, красочные детали. В текст широко вводятся лирические реплики, взволнованные возгласы, колоритные диалоги и монологи. Все здесь комическое, гротескное и одновременно психологически оправдано, внутренне мотивированное. Народное слово в устах поэта отсвечивает всеми оттенками здорового смеха - от доброжелательного юмора до карающей сатиры.
Плодотворно используя в "Энеиде" языково-стилистические средства народного творчества, Котляревский достигал значительного эффекта. Он любит, в частности, сочные эпитеты. Его Дидона "умная дама и моторная", "Трудящийся, очень трудолюбивая, веселая, красивая, сановных"; Ентелла "был тяжело смелый, сильный, мужик плечистый и невклюжий". Сравнение Котляревского неожиданные, меткие, колючие. Если у Вергилия морской бог Нептун величественно проносится в колеснице, то в украинском поэта он "мгновенно оседлав рака, схватился на его, как бродяга, и вирнув с моря, как карась", "Эней с Дидоной возились, как с селедкой серый кот" и т. п.
Комизм образов и ситуаций в "Энеиде" усиливается комизмом чисто языковым, как, например, невероятным нагромождением ряда слов одной грамматической категории, часто синонимических или семантически близких.
И. П. Котляревский написал свою поэму короткими, динамичными строками, легким, прозрачным ямбом, всячески заботясь о том, чтобы шуточный смысл одеть в звонке, "бодрую" форму. Стихотворная структура "Энеиды" - новаторская, она утверждала силаботоничну систему стихосложения. При несомненной ориентации на ритмические нормы российского четырехстопного ямба И. П. Котляревский талантливо модифицирует его, предоставил ему исключительной выразительности, акцентовности. Ямбы его звучат естественно и иевимушено, оттеняя комизм ситуаций и коллизий.





Добавить комментарий: