В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Котляревский - зачинатель новой украинской литературы

06-08-2017

2. Литературное наследие И. П. Котляревского состоит из поэм "Энеида", "Песни на Новый 1805 год князю Куракину", а также пьес "Наталка Полтавка" и "Москаль-волшебник" и перевода на русский язык "Оды Сафо" - произведения древнегреческого поэтессы Сапфо.

Поэма "Энеида" впервые увидела свет в Петербурге 1798 без ведома автора, по инициативе и на средства богатого Конотопа помещика Н. Парпури, живший тогда в столице и занимался издательской деятельностью, зная типографией Медицинской коллегии. Поэма вышла под названием "Малороссийская Энеида в трех частях" (на титульном листе - "Энеида на малороссийский язык перелициованная И. Котляревского) с посвятительные страницей" Любителям малороссийского слова усерднейше посвящается ". Второе издание "Энеиды" появилось в Петербурге 1808 г., третье, теперь уже подготовлено автором и дополненное четвертой частью, появилось 1809 Полный текст поэмы под названием "Виргилиева Энеида, на малороссийский язык переложенная И. Котляревского" был опубликован в 1842 г. в Харькове, уже после смерти писателя.

Выход в свет "Энеиды" стал эпохальным явлением в истории украинской культуры, выдающимся событием в духовной жизни народа. Появилась книга, ставившая ряд важных общественных и эстетических проблем. В основу ее И. П. Котляревский положил сюжет классической поэмы "Энеида" римского поэта Вергилия, написав вполне самобытный, оригинальное произведение.

Вергилиева "Энеида" - поэма героическая: в ней воспевались подвиги мужественных троянцев, освящалась власть цезарей и утверждалось "божественное" происхождение римских императоров. Используя фабульные канву Вергилиевои поэмы, И. П. Котляревский вывернул "наизнанку" оригинал, переосмыслил его патетическую тему в подчеркнуто пониженном плане, дал ему новое своеобразное наполнение. Величественная Вергилиева эпопея под пером украинского поэта превратилась в веселую, бурлескную рассказ, поразительное своим остроумием, изяществом наблюдений в изображении украинского быта второй половины XVIII в.

У Вергилия все подвластно воле богов: судьба героев определяется вмешательством "всемогущих". Человек - пассивная, безвольная игрушка в руках небожителей, "фортуны". В Котляревского же - все солнечное, земное, люди действуют в конкретных реальных обстоятельствах. В свете многогранной жизни сонм "олимпийцев" выглядел смешно, а их "дела" - отвратительными.

В образах троянцев, латинцами, карфагенян, сицилийцев и "олимпийских вершителей" И. П. Котляревский воссоздал живую современность, изобразил яркие типы представителей разных общественных слоев, нарисовал картины украинской действительности своего времени. В поле зрения писателя и паразитическое существование помещичье-крепостнического состояния с его пренебрежением к народу, честолюбием, безнравственностью, и продажная взяточническое бюрократически канцелярская стая, и духовенство - "халтурный род" - все эти человеческие пиявки, кровопийцы. Перед читателем проходят господа и пидпайкы, "что людям льготы не давали и ставили их по скотов", чиновники различных рангов, судьи-хапуги, "которые по правде не судили и только денежки лупили и отбирали взятки", проворные купчики, что "на аршинець на пидборний плохой продавали товар ". Все они, коварные и беспощадные в своих волчьих посягательствах, виновники человеческого горя, осуждаются автором на "вечные муки", их место в аду. Особенно достается жестоким крепостникам и их прислужникам: в аду их "мордовалы и жарили со всех сторон", "железным прутьями подгоняли", давали "добрую хльору всем по заслугам, как котам".

Остро-сатирически изображен в "Энеиде" современный поэту "Олимп". Под видом мифологических "власть имущих" - богов И. П. Котляревский рисует феодально-помещичью верхушку тогдашнего общества. Зевс и весь небесный "синклит" очень напоминают земные "высокие сферы" - царское окружение, сенат, департаменты, министерства с их напыщенным начальством. Здесь царят хищничество, вымогательство, взяточничество; здесь - разврат, паразитизм, полное равнодушие к жизни простого люда. "Священные" войны часто обусловлены самодурством "богов" и наносят они неисчислимые страдания людям.

Небесные и земные "властители" пытаются "не зверя - человеческую кровь пролить". Они страхом сковывают людей. Но писатель проводит мысль: если страх победить, то светлее станет на свете. Эней простой, со здравым смыслом парень, пришел-таки к этому. Вместо набожного преклонение перед властелинами Эней Котляревского дерзко обращается к "всемогущих", к "громовержца Зевса".

Поэт и его герои берут богов на посмешище, стягивают с "недосягаемого" Олимпа, чувствительным смехом развенчивают их. "Енеида" озарена светлым гуманизмом писателя, который любит и уважает народ, болеет за его страдания, гордится его героическим прошлым.

Социальные симпатии Котляревского очерчены достаточно отчетливо. Поэт на стороне тех, кого унижали, топтали тодиши господствующие слои.

Под маской юмора поэт бросил современной ему самодержавно-чиновничьей общества острое обвинения, в том, что все помыслы ее направлены на грабеж и вымогательство, издевательства над простых людей и что государственные законы закрепляют эту несправедливость. Обвинение Котляревского были моральным осуждением крепостнического строя, осуждением, приобретающего выразительного гражданского звучания.


Другие статьи по теме:
 Иван Федорович Драч - жизнь и творчество
 Поэт-лирик Александр. Олесь
 Евгений Маланюк
 Борис Ильич Олейник
 Роман Иванович Иваничук

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: