В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

К "280 годовщине со дня рождения Григория Сковороды "

01-08-2023

Вот как хитроумно перемешается история и конкретных людях, их судьбах, их жизнях! Сейчас исследованы интересный путь Токайском миссии, по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 6 апреля 1745 должна была торопить генерал-майора в дорогу, потому что даже умоляла ее императорское величество "А когда возможно хотя бы три сантала (кадушка-анкерок на 60 бутылок венгерского вина) по почте прислать, ибо сделалась потребность, а нигде найти невозможно, а я обойтись без него не могу, что и вам известно; не колеблясь, поспешила в путь.

В конце августа 1745 года, в яблонная Успенский время, большой, хорошо настроенный обоз генерала Вишневецкого двинулся из Киева.

Более трех лет продолжалась путешествие Сковороды. Он получил возможность изучать Европу, "знакомиться прежде всего с людьми, ученостью и знаниями, хорошо известными тогда. Побывал он в Венгрии, Польше, Пруссии, Германии, Северной Италии, был в Будапеште, Вене, Пресбург (Братиславе). В Париж, кажется, не добрался, но все равно это не помешало ему следить за развитием событий во французской столице, которые привлекали тогда внимание ко всему культурному миру.

Слушал лекции знаменитых профессоров, изучал различные философские системы, присматривался к жизни и по окончании миссии через пять лет вернулся в тень родных ив.

Сковороде шел тогда 28 год. Это уже был человек с постоянными убеждениями и большим запасом знаний, хотя и без малейших средств к жизни.

Родители давно перебрались на кладбище, так и не дождавшись своего ученого сына, а единственный брат уехал куда в поисках судьбы, и следы его навсегда затерялись.

Как жить? Далекие странствия не привели в землю обетованную. Не встретилось ему ни страны, в которой все имели бы счастья, ни теории философской, которая бы отвечала на все "почему" и "как".

Единственное богатство, которое он принес домой, - знание, что заставило говорить о нем, как об одном из эрудированных людей не только Украину, но и всей Российской империи.

В 1751 году в Париже вышли первые тома знаменитой "Энциклопедии", перед этим появились "Философские мысли" Дидро и "Об уме" Гольвеция, потрясал Европу Вольтер, которого уже дважды был брошен в Бастилии и изгнаны за пределы Франции, задумывались даже в тех слоях общества, где совсем не часто наблюдается привычка мыслить, одновременно с распространением идей просветительства усилились внимание к экономическому положению народа.

Или доходило все это тогда к Сковороды? Мы не найдем в его произведениях прямых ссылок на Вольтера, Дидро, Руссо, Д'Аламбера, Гольбаха. Встретим имена Сократа, Платона, Эпикура, Демосфена, Аристотеля, Силон, Плутарха, Горация, Вергилия, Цицерона, Марка Аврелия, Лукиана, Сенеки, Лукреция, Персия, Теренция, Ньютона, Коперника, Лейбница, Декарта, но направление его мыслей, круг его интересов высказывают прямое знакомство с трудами французских просветителей, немецких и английских современных Сковороде мыслителей, с произведениями Ломоносова и его предшественников Дмитрия Туптало, Феофана Прокоповича, Кирилла Старовецкого, Мелетия Смотрицкого, Иоанна Галятовского, Лазаря Барановича, Стефана Яв Сикорского, Ивана Вышенского.

Он вернулся на родную землю, без сожаления расстался с Европой, утверждая, что счастье можно найти только внутри человека, а не в чужих краях.

И снова не столицы, не карьера, не высокие должности, а скромное место преподавателя пиитики в Переяславском коллегиуме. Излагать чужое Сковорода не мог. Кончилось накопления знаний, пора отдать эти знания людям. Он пишет учебник поэтики новым строем, а не по давнему обычаю "Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной". На домогательства переяславского епископа Иоанна Козлович отказаться от проповедования нового способа стихосложения, Сковорода ответил: "Другое дело архипастыря посох, а другая - чабанская свирель". Не собираясь уступать своим взглядам Сковорода оставляет коллегиум.

Осенью 1751 году Сковорода делает последнюю попытку закончить Академию и восстанавливает обучение в последнем, богословском классе. Но с весны 1753 его приглашают наставником сына помещика Степана Томари в селе Коврай на Переяславщине. Сковорода учил своего питомца Василия Томары думать, а не повторять понаслышке или книг ерунды. Выведенный из терпения тупостью своего питомца, Сковорода то имел неосторожность сказать, что воспитанник "думает так, как свиная голова", за что был немедленно изгнан с Коврай. Воспользовавшись случаем, Сковорода побывал в Москве, остановился в Троицко-Сергиевской Лавре недалеко от Москвы. Наместником в Лавре был воспитанник Киевской Академии Килило Мшевецький. Его захватили образованность и ум Григория Сковороды, и он просил его остаться в Лавре преподавателем монастырского училища. Сковороде предлагали место, деньги, славу, но он затосковал по родине, по ее степями и садами. А между тем Степан Томара стал думать, как вернуть редкого учителя, и, проследив, когда Сковорода возвращался на Украину, спящего крадет его и привозит в свое имение. Помещик извинился и едва уговорил Сковороду остаться. Еще более трех лет труда отдал он своему питомцу - Василию Томари, пока поэтому настало время идты официальной школы.

Период 1753-1758 гг - отдельная страница жизни Сковороды. Все свободное время он любил проводить в полях и рощах. На сон оставлял не более четырех часов, а с первыми лучами солнца был на ногах, надевал свой простую одежду, принимал свирель, сумку с книгами, в руки палку и шел, куда хотел. Был строгим вегетарианцем: ел только овощи, молоко, сыр и то лишь раз в день после захода солнца. Но никогда не терял хорошего настроения, веселья и доброжелательности, за что его любили и всегда искали общества с ним.

Переяславские годы не прошли бесследно, как для сковороды, так и для украинской литературы, положив начало одной из самых интересных поэтических сборников в древней украинской литературе.


Другие статьи по теме:
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
 Детская Литература
 Общественная и политическая деятельность Николая Кулиша в 1917 - 1920 годах
 Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ
 Развитие культуры и литературы г. Рогатина

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: