В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Изучение в школе творчества Григория Косынки

20-09-2017

Писатель настоятельно и последовательно раскрывал процесс роста человеческого достоинства в среде украинских бедняков. Его герои сильные и волевые, богатые и красивые душой, всегда действенные и жизненно правдивые, убедительны. Процессы, тогда происходили на селе, не так просты и однозначны, как нам до этого изображали в исторических трудах. Отмечает Н. Жулинский: «Григорий Косынка ... эти сложные нередко драматические процессы на селе стремился воссоздать правдиво, с максимально возможным морально-психологическим «обеспечением» характеров. А эти явления и процессы были сложные, неоднозначные, симпатии писателя, конечно, были на стороне бедных, безземельных ». Все, о чем писал Косынка, не выдуманное, а отобранное, выношено, взвешенное, запечатлелось в его сознании. Он хорошо знал психологию зажиточных крестьян, ибо самому пришлось с детских лет скитаться по чужим землям. Его герои - живые, страстные, колоритные фигуры. Были они страшными, часто жестокими, немилосердными и циничными, но не способными противостоять движения времени. Такими выступают Андриан Кушнир в новелле «Политика», Кирилл Смолянчук и штабс-капитан в «Гармонии».

Затем учитель перейдет к анализу произведений, предусмотренных программой для текстуального изучения. На этом же уроке целесообразно рассмотреть новеллу «На свеклу». Тематически она близка к рассказу о детстве самого писателя, ведь произведение определенной степени автобиографичен.

Учитель выразительно прочтет новеллу. Стоит поставить перед учениками несколько вопросов:

О чем рассказывается в произведении? Чем прочитанное напоминает детство самого писателя?

Какими художественными средствами писатель раскрывает психологию юношеской души?

О чем мечтал юноша? Каким представлял он свое будущее?

Не спешите сразу начинать беседу. Сделаем паузу, чтобы дать возможность учащимся еще немного остаться под впечатлением прочитанного. Затем предлагаем школьникам вопрос:

- Так о чем же рассказывает автор в своем произведении?

Конечно, ответы будут самыми разнообразными. Учитель несколько исправит, уточнить. А потом суммирует.

Во многих произведениях Г. Косынки ощутимый дыхание мастеров слова прошлого, но прежде имеющаяся глубокая индивидуальность творческого дара художника. Не успеваешь понять, как стремительно и властно поглощает тебя жизненно правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем существенные, характерные черты определенного жизненного явления.

Проследим в новелле «На свеклу», как легко и непринужденно нанизывает автор слово к слову, как вдова Марта, сидящий под калиткой и «вяжет свои мысли, как осеннее солнце бабье лето на стерне». Ткет писатель красочную гамму, создавая зримую картину из крестьянской жизни: «Лето. Начинает благословитись на свет. Мать рвет на огороде росистую лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухой хлебом в сумку-рукава ... »Короткие, скупые фразы. А каждая деталь рисует нам точную эпическую картину. И та «росистая» лук, и бутылка, которой мать растирает щепотку соли, чтобы положить сыну на обед в «сумку-рукав». По этим тихими, ласковыми словами писателя сразу предстает в нашем воображении страданий жизнь матери-вдовы ... Она стоит в изголовье сына, которому «очень хочется спать, даже пахнет и снится: белеет полями туман, а росой - молоко, холодное и вкусное-вкусное». Раскрыла свитку, посмотрела на потрескавшиеся ноги ...: «О дети, дети! На свеклу, пузатым служит, весь век скитаться ... За что? Где же тогда Бог? Нет, дальше этого не будет, люди ... »

Так думает мать-вдова. В ее сознании просыпается надежда, что «дальше этого не будет ...» А пока она стоит в окне «молится к кровавой солнечной полосы» и плачет. А «слезы, как золото, катятся по бледным щекам и падают росой желтой пол ...»

Писатель не только ощущает тончайшие движения юношеской души, он как великий психолог художественными средствами умеет передать их так, чтобы захватить, взволновать читателя, проникнуться его мыслями, действиями, помыслами ...

Парень сладко спит. У него свои проблемы (юнацькии), свое видение мира, свое ощущение жизни: «Снилось молоко ...» «Сегодня, мама, надо, купит том пегом собаке полбутылки - не дает гонит две строки, надо подмазать ...» Понимает - без взятки не заработать за лето на штаны.

И хотя речь идет о бедности, нищенская жизнь, и сколько тепла, задушевности, доброты в отношениях, в разговоре сына с матерью, сколько уважения, любви и радости ... Парень хватает мотыгу, бежит в поле. Писатель не фальшивит, будто читает душу юноши. Он понимает чаяния парня: «Боже, если бы гонит сегодня две строки! Какое это счастье: две строки - синяя рубашка, хлеб ... »


Другие статьи по теме:
 Анатолий Димаров
 Драматургия В. Винниченко и его роль в становлении современного театра
 Василий Бобинский - в знания и незнаемые
 Волынские писатели в государстве
 Развитие культуры и литературы г. Рогатина

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: