В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Иван Франко, Иван Вышенский, Его время и писательская деятельность

05-11-2017

Хорошо делают наши умные и ученые люди, которые вспоминают год и рассказывают простому народу о жизни таких наших писателей и певцов, как Шевченко, Квитка, Шашкевич, Федькович, что своим горячим и прекрасно-красным словом будили наш народ от сна, поднимали его до сознания своей человеческой и народной достоинства. Хорошо делают, что вспоминают и таких, что розсвичувалы нам нашу старину, показывали добрые и злые дела наших предков нам, потомкам, на науку, как это делал знаменитый Николай Костомаров. Хорошо бы делали наши русские проповедники, если бы рассказывали простому народу больше и чаще о жизни его лучших сынов, писателей и ученых, учителей, борцов в войне и борцов в сеймах и советах, ибо в жизни и деланию всех людей есть зерна живой силы, живого Например, которые должны переходить в широкие слои народных, произойти живым сокровищем народной жизни, переходить из рода в род. Только тогда, когда такие живые примеры из жизни редких лучших людей будут каждому в тямци будут присвичуваты ему при работе, будут заниматься и переводиться в жизни, только тогда можно будет сказать, что народ наш поступает заранее.

Смелые, умные и горячие люди жили в каждом времени, но особенно возникали и вироблювалися в часах живым движений народных, войн, преследований, борьбы духовной. Тяжелые времена переживал наш украинский народ под польским господством в XVI веке. Уния Люблинская 1569 вскормила наши земли от Литвы и приобщила их непосредственно в Польшу, особенно шла к тому, чтобы завести на наших землях польские порядки. Цель, к которой они соревновательной, была такая, чтобы нашу полуденную Русь, доставшаяся в польские руки, совершенно слить с Польшей, сделать из двух стран одно целое. Нынешняя Галичина была уже в польских руках давно; интересная вещь, что здесь поляки, желая этот край сделать польским, начали от того, что навлекло на него немцев и поосаджувалы их по городам. В прочей Руси по Люблинской унии стоит уже это сделать, и для того поляки задумали сделать к своей цели другой дорогой. Особенно две вещи они имели глаз. В древней Руси, а потом и в литовско-русской государстве был такой порядок, что, кроме главного князя, там было много меньших князей, т. н. удельных. Они должны были слушать старшего князя только в некоторых важниших делам, но во внутренних, домашних делах своего княжества имели совершенно свободную руку. Во князьями стояли дворяне (властители больших имений земских), далее земляне, что-то словно мелкая шляхта, наконец мужики. Мужики обовьязани были вправду давать дани князьям и видроблюваты определенную барщину дворянам, но в прочем были людьми свободными, имели свои собственные общественные суды, перед которые запозивано не раз даже землян и дворян. Уния Люблинская очень основное изменила то порядок. Кроме старшего князя, теперь должен быть заодно королем польским, она уравняла проч три слоя, т. есть. меньших князей, дворян и землян с польской шляхтой, свела их всех до одного уровня, а вместо мужиков подвела также под польское право барщинной, т. есть. делает их полными подданными шляхты, лишила почти всяких человеческих прав. После сего легко понять, почему некоторые русинов, а особенно литовские князья и магнаты так сильно противились унии Люблинской, ибо она сравнивала их с теми, что были до сих пор под их рукой, с дворянами и землянами; вместо дворяне и земляне всеми силами стояли за унией, ибо она сравнивала их с польской шляхтой и давала им все те права, которые имели шляхтичи польские.


Другие статьи по теме:
 Иван Вышенский
 Поэт-лирик Александр. Олесь
 Франко и выдающиеся деятели Галицкого Возрождения
 Иван Драч
 Глушко Александр - историк и лирик

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: