В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Иван Франко, Иван Вышенский, Его время и писательская деятельность

08-09-2017

Так богатые господа литовские, русские и польские посылали своих сыновей на высокие науки в Италии, Германии, Франции. Видя, как ленивые люди выходят из тех школ, а не доходя глубоких причин, Иван Вышенский в своих посланы ударял сильно на те школы, в которых учат латинского и греческого языка, Платона и Аристотеля и других языческих писателей. Не надо думать, что Вышенский так и хотел оставить своих земляков в темноте и оградить от остального мира, чтобы только спасти их православие. Но зато понятно, что ресниц долгое время не мог разобраться в тех новых явлениях западноевропейской культуры, наплывали на Русь. Латиняне, а особенно иезуиты нападали на православие с разных сторон, опираясь на греческих и латинских писателей, церковных и светских. Греческие патриархи, особенно Мелетий Пигасов и Кирилл Лукарис, писали также письма и книги в обороне православия. Значит, нужно было знать по-гречески и по-латыни, знать не только богословие, но также историю, право церковное и светское и много еще кое-чего другого, чтобы с успехом бороться. Понял это Вышенский, будучи с Афона на Руси в начале XVII в., И уже спустя писал, что не выступал вообще против школ, но нужно только следить, чтобы у них не пропало православие.

Но зато как красиво и умно писал он в простых грамотных людей, городских и сельских священников и братьев, поучуючы их, как с пожитком отчитывать книги или письма перед своими прихожанами. Есть образ, подобный наших читален первых печатях их развития, когда нередко случалось, что грамотный в читальне был только один, священник или дьякон, а остальные члены были неграмотны, следовательно слушатели, а не читатели. Вот потому-то этот грамотный должен был не только читать, но также объяснить людям прочитанное. «Впереди всего, - пишет Вышенский в своей небольшой инструкции, поставленной во главе совершенной им самим неполной сборки его писаний, - пусть будет прочитатель толковый, в чтение беглый и бистрозорий. Пусть не повторяется и не останавливается на одной вещи по два или по три раза, но в меру, ровно пусть поступает слово за словом по тропинке того, что написано. Пусть на запятках (протинках) останавливается немного, в точках больше, а пройдя две, или три, или кильки может захватить точек, а особенно, где бы кончился смысл предложения, там пусть духом отдыхает, виддихае и постоюе, а то для того , чтобы простым и неграмотным слушателям ясное и понятное было значение того, что написано. Во-вторых, собрав воедино братию православных в школу рано, по проспанню ночи, пока еще мировой шум, тревога и забота не навалится на здоровую и свежую мысль и не перетянет его в земных забот, и пока еще живот не нагружен блюдами, тогда нужно читать . В-третьих: не обременять слуха немощных длиннее чтением, но по ЗО или чуть больше карт прочитать и на том закончить, а заложивши закладки проси слушателей на второй поранок на такой же праздник и пир духовный и так поранок за туман проходя, даже пока не кончишь всей малорусской книги. А собранных проси, чтобы кто начал слушать здоровые и трезвые мысли, написанные в письме, то дослухував и до конца, а с сего скористають, это, думаю, узнают сами из опыта, когда хорошо выслушают ».


Другие статьи по теме:
 Карпенко-Карый
 Владимир Винниченко
 Василий Симоненко. Жизнь и творчество.
 Василь Земляк
 Владимир Шухевич

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: