В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Иван Франко, Иван Вышенский, Его время и писательская деятельность

13-03-2024

Такие смелые и горячие слова в обороне простого, порабощенного и заброшенного народа, к тому подиктовани не абстрактной христианской доктриной, а близким и подробным знанием жизни того народа, делают нам память Ивана Вышенского милой и дорогой. Была это натура простая и сильная, что не умела кривить душой. «Не думайте, - писал он, обращаясь к полякам, - что я так смело к вам говорю и правдой в глаза вас колю, потому сижу вот здесь на Афоне в далеком углу. Надеюсь, что приду к вам и сам и радостно приму даже смерть за правду, когда на то будет Божья воля ». И действительно, он не побоялся прийти с Афона на Русь, хотя вновь и то надо признать, что в Польше тогда за такие смелые слова не было еще принято метаться на чоловици. Позже иезуиты и того научили поляков; почти все выдающихся ариане, особенно в Малой Польше, погибли из рук сфанатизованих католицизмом разбойничьих шайок.Ивана Вышенского причисляют обычно к полемистов, защищали пра-вославие против мер латинства и унии. Это верно, но только в части. Присущей полемической аргументации в его писаниях не так много, как бы велела догадываться название полемиста, и то присущие догматические дискуссии у него не оригинальные, а взяты преимущественно из современных русских или польских полемических сочинений. Главная сила полемики Вышенского, которая очень часто переходит в сатиру, лежит в его глубоком пониманию этической стороны спора между латинянами и православными, а главная сила его таланта в иллюстрированию религиозных вироучень и общественно-политических отношений драматическими примерами, подробностями и сравнениями, взятыми из действительной жизни . Это придает его писаниям гораздо большую историческую и литературную ценность, чем та, которую имеют хотя бы искусные теологические полемики вроде «Палинодии» Захарии Копыстенского. Главную основу разлома между латинством и православием Вышенский видит в гордости латинян, а впереди всего пап римских, которые ради своих чисто.свитських, политических целей протяжении веков систематически фальсифицировал все христианское вероучения и традиции старейших отцов церкви и семь вселенских соборов и сделали из религии страшный снаряд для духовного и политического порабощения народов.

Такого русского барина, не заботится о своем народе, он называет «ребенком, колышется в колыбели роскоши», напоследок показывает, что если ценить мужа после его добродетели, труда и общего блага, то эти бедные мужики и кожевники скажуться действительно господами, а господа бедными рабами, что термосяться в оковах собственных прихотей, страстей и пустоты жизни.


Другие статьи по теме:
 Карпенко-Карый
 Владимир Шухевич
 Бунин Иван Алексеевич
 Жизнь и творчество Леонида Смелянского
 Василий Симоненко. Жизнь и творчество.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: