![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Иван Федорович Драч - жизнь и творчество |
21-12-2022 |
Именно студентом заявил Иван Драч о себе как поэт. В университетском холле привлекала внимание яркая самодельная афиша о том, что на очередном заседании литературной студии студент Иван Драч читать поэму "Нож в солнце". Галя, который поднялся вокруг этого факта, был первой реакцией властей на необычное, новаторскую поэзию, поломала ограничения мысли и ее выражения. 1961 поэма была опубликована в "Литературной газете", где она заняла целую страницу и была представлена таким же молодым и мятежным критиком Иваном Дзюбой. "Феерическая трагедия", как определил ее жанр автор, имела огромный резонанс, вокруг нее кипели диаметрально противоположные страсти.
Первый сборник "Подсолнух" открывала предисловие авторитетного литературоведа, признанного критического метра Леонида Новиченко - "Иван Драч - новобранец поэзии": "Приметы интересной, сильной, своеобразной, хотя еще, разумеется, не" встоянои ", не оформленной личности отчетливо ощущаются в стихах Драча .. Выразительная и симпатичной индивидуальной чертой в. стихах молодого поэта есть уже сама интенсивность поэтического переживания, его необычайно высокая "температура ..."
В творчестве молодого Драча отличается поэма "Смерть Шевченко". Автор определил ее жанр как симфонию. И действительно, поэма поражает полифоничностью, включает в себя элементы иррациональные, бред, далекие голоса, причитания матери - Украины. Состоит симфония с, пролога и двух частей: "Вишневый цвет" и "Вишневый ветер". Произведение большого веса как в творческой биографии И. Драча, так и в истории украинской поэзии XX века Одним из контрапунктов симфонии есть сцена похорон Шевченко, в которой молодой поэт еще в те времена, чатовани бдительными имперскими идеологами, назвал Кобзаря создателем национального самосознания украинства:
Эта высокая "температура" выражений, необычная метафористичнисть и раскованность мысли сразу бросается в глаза тем силам, которые следили политическую невинность поэзии, которые начинали наступление на кратковременную демократизацию общества. Именно тогда Никита Хрущев, оставив писателям функцию "автоматчиков партии", ушел в грубый и жестокий наступление на интеллигенцию. Конечно, руководящие силы тогдашней Украине пытались быть правовернее правоверных. Старшие мастера М. Рыльский, А. Малышко (которые тоже сначала с очевидной ревностью отнеслись к свободе самовыражения молодых, а потом почувствовали благотворное влияние их раскованности) пытались отвести удар от новых творческих ростков. Молодых писателей, и среди них талантливейшего и яркого Ивана Драча, начали соответствии с правилами "пролетарской этики" "воспитывать" и исправлять, их травили, унижали, угрожали "от имени коллектива трудящихся", от имени "могучего многонационального коллектива советских писателей" и даже устами первого секретаря ЦК КПУ Н. Подгорного требовали во имя чистоты украинской литературы прекратить "формалистические выверты со словом", которые "непременно приводят к искривлению и затуманивание идейно-художественного содержания произведений". В атмосфере витала тиньькривавого сталинского прокурора Вышинского. Численные совещания, активы, сборы, пленумы, по выражению Ивана Дзюбы, "перерастали в безумную" психическую атаку "Надо было иметь незаурядный закалка, смелость и просто обычную выдержку, чтобы выстоять. Иван Драч, который в то время получил литературное признание не только в Украине, но и в России и заграницей, продолжал свою литературную работу и не отошел от своих творческих принципов.
В течение 35-летнего творческого беспокойства поэт издал сборник "Протуберанцы солнца" (1965 г.), "Баллады будней", "Стихи", (1967 p.),
"К истокам" (1972 г.), "Корни и крона" (1974 p.), "Киевское небо" (1976 p.), "Сабля и платок" (1981 p.), "Телиженци" (1985 г.) и др. Он автор сценария "Колодец для жаждущих", по которому режиссер Юрий Ильенко в середине 60-х годов снял фильм, но он пролежал под запретом 25 лет. Углублением в родную историю, настоящими исследовательскими открытиями стали киноповести "Иду к тебе" (Леся Украинские), "Киевская фантазия" (Николай Лысенко), повесть "Григорий Сковорода", книга литературоведческих статей "Духовный меч".
2. "Баллада о подсолнух", вошла в сокровищницу украинской
поэзии. Баллада - не самый любимый поэтический жанр поэтаоднако это вовсе не каноническая баллада, а именно его, Драча, образование-изобретение, который объединил в себе признаки нескольких различных жанров.





Добавить комментарий: