![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Иван Драч |
08-06-2023 |
В тисках «социалистического реализма»
Приход Ивана Драча в украинскую литературу оказался настолько стремительным, а его лирика такой неожиданно нетипичной, что современники были потрясены. Вокруг фигуры молодого автора вспыхнули дискуссии, в частности по поводу его поэмы «Нож в солнце», опубликованной в «Литературной газете» (1961). Произведение пантеличив отсутствием традиционной лиро-эпической описательности и композиции, представлялся скрепленным из случайных фрагментов, хотя его сюжетная основа достаточно проста: лирический герой получил важное задание - ценой собственной жизни спасти солнце от преступного ножа «вечного черта» Мефистофеля. По такой символикой представала давняя проблема противоборства светлого и темного начал, космоса и хаоса, борьбы, отраженной в мировой мифологии и литературе. И. Драч задел традиционные мотивы, но-сквозь эстетику модернизма и своего мировосприятия, на которое повлияли реалии середины XX века, в частности выход человека в космическое пространство, порождал романтические переживания в планетарных масштабах и наивную веру во всемогущество науки и техники.
Однако поэма, несмотря морально-философское обобщение изображаемых явлений («Безумная, Врубель и мед», «Похороны председателя колхоза», «Украинская кони над Парижем» и др.), проигрывала в идейном содержании, поскольку опиралась на коммунистическую, классовое ограниченную доктрину, на авторитет В. Ленина, превращенного чуть ли не на центр вселенной. Это была дань. От нее узалежнювався и И. Драч, и его лирический герой, ею определялся опасный полет к солнцу. Поэт пытался совершить безнадежное дело-расширить границы «социалистического реализма». Отрицать его
на территории советской литературы было невозможно. Но стоит учесть, что И. Драч расшатывал его основы средствами модернизма, «мускулистых» метафорическим стилем, продолжая лучшие традиции молодого П. Тычины, М. Бажана, Б.-И. Антонича. Как заметил Ю. Ивакин, «образная переускладненисть» Драча стихов оказалась ответом «на проявление эстетического традиционализма». Метафора оказалась потребностью суток, изголодавшейся по художественной информацией в сконденсированной виде. Отсюда-уплотнения образного строя, что напоминало взрывообразную вулканическую лаву, стремление пробудить читательский интерес к интенсивной сотворчества, интеллектуализировать восстанавливаемый эстетический вкус.
И. Драч выбрал свой, никем еще не накатанный, путь в литературе, критически переосмысливая опыт предыдущего литературы, присматриваясь к новаторскому доработку своих современников, в частности «шестидесятников». Жажда постоянного творческого життедияння «на уровне вечных партитур» предопределяла характерную черту его поэтической эволюции. Здесь бесполезно искать постоянных признаков, каждый его шаг казался непредсказуемым за относительно устойчивого стиля, розосереджуваного в многоплановый метафоре, которая испытывала то «возвышенной», то «заземленной» интерпретации. Такие тенденции обозначились уже в первом сборнике И. Драча «Подсолнух» (1962). В ней произошло сближение «космических» и «земных» мотивов, поетизувалася судьба обычного человека, высказывалось восхищение неисчерпаемостью человеческого гения на территории науки и техники, одушевлюванои во многих стихах («Синхрофазотроны рыдают, как львы» и т.п.). Охваченный пафосом проникновения в суть бытия, поэт проявлял живой интерес к возобновляемой в своих правах кибернетики и генетики, протестовал против опрощения человеческого ума, когда в советском обществе даже слово «интеллект» воспринималось в кавычки.





Добавить комментарий: