В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Иван Драч

10-06-2017

Казалось бы, урбанистическая действительность в багаже ​​И. Драча постепенно отходила на второй план. В то время он переживал эволюцию от осложненной метафоры к мифологической символики, отражавшей древние мировоззренческие характеристики национального мировоззрения. Художник стремился, как в свое время П. Тычина, В. Свидзинский или Б.-И. Антоныч, к заветным праоснов бытия:

Солнце недилене, солнце священное посохом лупит по темени, - Все здесь языческое, все здесь некрещеное - Еще не слышно великолепий Византии.

Попытки погружения в глубины первоисточников всегда были присущи поэту-или это касалось коллективной (общенациональной или общечеловеческой) памяти, или личной, которая разворачивалась в родословном дереве. Самопознание приобретало парадоксального вида, приводило к смещению пространственных плоскостей, причинно-следственных связей. Так, в «Оде причине» наблюдается стремление не только проследить родословную движение, но и отождествиться с каждым его этапом:

Сын фотографирует мать - Она держит меня в пелене.

В такой присутствия поэта «Я» в каждом моменте эволюции рода возникает философская идея неуничтожимости человеческого естества, поэтому недаром И. Драч отмечает: «огром шелковый молодого неба Держу я над ними обоими».

Постижения исторической правды обостряло чувство действительности, закодированной в символах человеческой судьбы, например, в калине, которая не прощает малейшей равнодушия к родной земле: «аристократка с Репан корнями» «бьет меня десницей по сердцу».

Проблема рода - одна из центральных в Драчева лирике, которая в конце 60-х pp. приобретала обнаженной стефаникивского напряжения («Баллада о дяде Гордея», «Баллада банальная из банальных» и др.). В ней вырисовывались черты неореализма:

Идешь так к Правде, к сути жизни, Оплетенный километрами философий,. Радугами симфоний и месячных интегралов. Иногда только бываешь на расстоянии сердца От той единственно озонного правды.

Другое дело, что И. Драчу не всегда везло придерживаться высоких этических критериев. Это показала компромиссная сборник «Корни и крона» (1974). Она перегружена иллюстративными, типичными для литературы «социалистического реализма» производственными циклами, своеобразными стихотворными плакатами о жизни рабочих («Сварщики Короли»), вождей пролетариата («Подсолнухи в Шушенском», «Январская баллада 1924 года»), воспеванием научно-технических экспериментов, пагубных по своим последствиям для природы и человека. Так, в «Полесской легенде» поэт вошел в конфликт с действительностью, приветствуя измену реки Припяти рыбам и птицам ради коварного «мирного атома». Книга полностью соответствовала требованиям советской литературы, и поэтому за нее И. Драчу было присуждено звание лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко (1976). Его лирика все заметнее теряла свою напряжение, одноманитнишала, свидетельствуя некоторую растерянность автора перед усилением компартийного

контроля над словесностью. Поэт пытался компенсировать этот досадный поворот своей творческой эволюции средствами эпики. Он обратился к такому жанру, как драматическая поэма, что составляло отдельную страницу его литературной биографии. И. Драч несколько обновил поемных традицию, лишил ее описательной манеры изложения определенного сюжета, соблюдение последовательности композиционного строения и т.д. Зато усиливались принципы образотворення (метафоризация и т.д.), созвучные тогдашней «причудливой прозе» (В. Земляк, В. Шевчук и др.); в сюжетную ткань вводились фантастические, вертепной-карнавальные элементы, фольклорно-аллегорические средства. В основу поэмы полагался не развитие характеров, а движение художественной концепции, мировоззренческих установок. Особое место отводилось роли автора, подчеркнуто в «Думе о учителя». Здесь поднималась проблема гуманизации современной школы и одновременно обосновывались принципы поэтического драматургии, в частности потребность «нагости» (т.е. обнаженности) слов. И. Драч использовал творческие принципы Б. Брехта, вводимые в немецком театре 20-х pp. XX в.


Другие статьи по теме:
 Земляк Василь
 Иван Нечуй-Левицкий
 Биография Григория Сковороды
 Борис Ильич Олейник
 Иван Федорович Драч - жизнь и творчество

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: