В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Иван Багряный

09-06-2017

Строгая логика классовой борьбы, беспощадность к врагам социализма, железные шеренги спаянных идеей мировой пролетарской революции строителей нового мира, революционный энтузиазм масс, ликвидация кулачества как класса, развенчание "гнилой интеллигенции" и искоренению "остатков буржуазии", грандиозные планы сталинских пятилеток, борьба за чистоту пролетарской идеологии - эти и другие идеологизированные постулаты - свидетельство торжества большевистской системы врастали в живое тело литературы и искусства, сковывали их саморазвитие, нивелировали творческую индивидульнисть, свободу художественного самовыражения. Поэтому эмоционально раскованный, экспрессивная, напоенная народным мелосом, "заправленная" едкой иронией и сарказмом поэзия И. Багряного резко дисонансувала с темами и ритмами официальной поэзии, будто выражала идеологию пролетариата и трудового крестьянства и сознательно отстраняли авторское "я" во имя виповидання настроений и устремлений миллионов. Критики легко отыскивали в его стихах, которые печатались в журналах "Жизнь и революция", "Красный путь", "Глобус", "Вселенная", "Гарт", "Плужанин", "Кино", в сборнике "К границам заказанных", в поэме "Аве Мария" и "порнографический натурализм", и "слюнявый сентиментализм", и "мистическое самозабвения" ... Б. Коваленко 1 июля 1929 на страницах "Литературной газеты" (под псевдонимом К. Потапчук) вынес идеологический приговор тенденции отступления от магистрального пути к политизации литературы и искусства: "По нашему-мнению, это путь не новый, путь активно-реакционных куркулячо-буржуазных сынков, озверевших на все человечество со всеми его перспективами, певцов мистического самозабвения и паразитического индивидуализма ".

И молодой поэт не испугался подобных инсинуаций официальной критики. Возможно, потому, что такие "оценки" не имели ничего общего с художественным критикой, возможно, не придавал этому большого значения, ибо такой стиль и категориальный аппарат тогдашней цензуры доминировали на страницах газет и журналов ... Несомненно одно: И. Багряный выбрал свою позицию в сложных условиях развертывания репрессий против украинской интеллигенции и не покушался ее изменять или скрывать. Написанный 1928 p. роман в стихах "Скелька" печатает в 1930 p. харьковское издательство "Книгоспилка".

Село Скелька по соседству с его родным Куземин: И. Багряный не раз бывал в нем, видел гору, на которой когда гордо возвышался мужской монастырь Куземинске Покрова, слышал о том, что в окрестностях Скельки существовало древнеукраинское поселения XII века, а главное - наслушался преданий и легенд о монастыре - этот таинственный приют души, который после захвата самодержавной Россией Левобережной Украины и поражения под Полтавой оккупировали московские иноки и совершили насилие и жестокое эксплуатация местного населения. Потомки запорожских казаков, крестьяне-повстанцы сожгли мужской монастырь, взорвавшись справедливым гневом Против национального порабощения Украины.

Прилипли Скельки (Скельки - это село)

Над Ворсклой, где горы голубеют,

Беленькие хаты цветом залило.

Под горой же, как бемське стекло,

Блестит вола.

А дальше ... языков бутыль,

Поставленная на сизом шпили,

Там, где леса и зимище здоровое

Где дух велик, а дела малы,

Мигает куполом, будто на столе,

На спине гор

Куземинске Покрова.

Роман словно воспетый молодым поэтом, которому так приятно брать высокие ноты, забывая о дисциплине рифмовки и выхватывая с легкостью чародея из колодцев народного словообразования новые метафоры, эпитеты, сравнения.

Воспетый за каких 22 дня в родительском доме в Ахтырке, выверен на слух своих друзей - студентов Ахтырского педтехникума, заземленный как в историческое соответствие реалиям общественно-бытового бытия монахов и крестьян, так и языковую систему различных слоев населения XVIII века, этот роман стал заметным явлением в украинской литературе начала 30-х годов. Это продолжалось недолго. Если одесский журнал "Металлические дни" (1931 .- № 5) увлекался "безупречной единством, утонченной уравновешенностью формы и содержания, эмоциональной насыщенностью образов, динамичным, всесторонним, не упрощенно однообразным отражением психики героев", "высокой культурой речи и стихотворных размеров, богатством свежих, далеких от трафарета образов, интересной композицией ", то в культпропи ЦК КП (б) У Основательно готовился идеологический приговор и поэту, и его творчества. "Кулацким путем" - уже само название статьи А. Правдюк (Критика. - 1931 .- № 10) свидетельствовала о намерениях властей по мятежного, идеологически непокоренного автора. "С самого начала поэт стал певцом кулацкой идеологии и сегодня остается таким", - значит, не "перестроился", не осудил ни собственных националистических тенденций в освещении прошлого, ни буржуазной романтики в своих произведениях. А какими призывами, каким пафосом наполнил роман "Скелька"? Взять хотя бы последние строки произведения:

Где-то там -

В чаду и гаме -

я слышу скрип и рев,

Я слышу стон ранней зарей ...

То, эй, с потугами, разрушая старое,

Наш корабль крутой оборот берет,

И мерцают под солнцем рее! ..

Под солнцем рее! ..

Шумиха ... Гром и бой ...

Гремят нам молоть - фанфары победы.

Нам не просит,

нам не молит ни у кого -

Держись. Тяни!

К солнцу!

Кверху! Горе, мой край!


Другие статьи по теме:
 Бунин Иван Алексеевич
 Архип Тесленко
 ЮРИЙ МУШКЕТИК
 Биография Степана Пушика
 Биография Евгения Маланюка

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: