В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

История украинской литературы 1917-1919 гг

18-08-2017

Тем не менее, несмотря на все потери, украинская культура и литература вышли из этой тяжелой кризиса полными новых сил и надежд. На это сложились различные мощные факторы, и прежде всего та большая творческая энергия народа, которую пробудила сутки национально-освободительного движения и революции, порождая новые и новые таланты и начинания и в известной мере даже компенсируя часть нанесенных ран. Среди этих факторов был и поворот в национальной политике большевиков, осуществляемый в 1919-1920 гг и последующих и обусловлен решительным сопротивлением в Украину оккупационной политике, необходимостью считаться с реальностью.

Важным фактором было и то, что можно квалифицировать как возникновение альтернативных форм украинской культурной и литературной жизни в эмиграции. Через колониальном положении Украины ее интеллектуальные и художественные силы всегда растекались за ее пределами, на чужбине - в Петербурге, Москве, Варшаве, Вене, Будапеште, Праге, Берлине, Париже - в разные времена возникали очаги украинской культурной деятельности. Теперь же на Запад двинулась масса политических эмигрантов. Конечно, это ослабляло культурный потенциал Советской Украине, лишало его многих ценностей, но те сокровища входили в исторические масштабы украинской культуры как целостности, когда должны были стать достоянием всего общества. Кроме того, по крайней мере в отношении 20-х годов не стоит говорить о полной изолированности двух отколовшихся украинской культуры, "материковой" и "эмиграционной".

Теперь мы можем шире увидеть весь спектр идейно-эстетических тенденций, писательских позиций и судеб, типов творческих личностей, политических и художественных платформ, с которыми украинская литература входила в послеоктябрьской сутки.

В этом спектре ярко выделялась и та часть старой демократической интеллигенции, не влилась в эмиграцию, а заняло позицию формальной лояльности к советской власти, хотя и с неодинаковой - для каждого - степени внутреннего его принятия. Выразителем большевистских идей она быть не могло, однако, не игнорируя реальности, стремилась на почве новых исторических обстоятельствах служить делу украинской культуры, использовать малейшую возможность для органичного труда в интересах своего народа. Именно такая творческая активность и не позволяет назвать их (С. Васильченко, Г. Хоткевича, С. Ефремова, Н. Чернявского, М. Могилянского и др.) "внутренней эмиграцией", хотя и другой модный в 20-е годы, благоприятный срок "попутчики" вряд ли им подходил бы. Этим литераторам (хотя и не только им) присуща не только определенная политическая расчетливость и моральная независимость, но и глубокая обеспокоенность судьбой нации и национальной культуры в условиях социальной революции и советизации, связанная с фактическим отрицанием самоопределение украинского народа.

Немало похожего было и в ситуации младшего поколения национальной демократической интеллигенции. НЕ солидаризируясь с большевистской властью идеологически или морально, многие должен, однако, принять его как свершившийся исторический факт. Сохраняя определенную внутреннюю независимость, они, однако, со всей самоотверженностью работали на ниве украинской литературы, сколько можно было отстаивая ее достоинство и обогащая важными эстетическими инициативами (здесь и "неоклассики", которые ориентировались на усвоение античной и европейской культур, на высокие эстетические критерии и поиск вечной красоты и правды "- Н. Зеров, М. Рыльский, П. Филиппович, М. Драй-Хмара, А. Бургардт; здесь и близкий к ним В. Свидзинский, здесь и В. Пидмогильный, Н. Ивченко, Е . Плужник, Б.Антонечко-Давидович и др.).

Среди младшего поколения национально-демократической интеллигенции было немало тех, кто в поисках активной гражданской позиции, с большим или меньшим драматизмом проходил дистанцию ​​"советизации", чтобы через некоторое время интегрироваться в новую историческую реальность, не изменяя, однако, идеала творения полноценной национальной литературы (П. Тычина, М. Семенко, М. Йогансен, Д. Фальковский, М. Терещенко, В. Полищук, О. Вишня, Ю. Смолич, М. Бажан, А. Довженко, Ю. Яновский и др.).

Заметна, а порой и ведущая роль в литературной жизни, особенно в его организации, принадлежала старой революционной интеллигенции радикального, боротьбистского или большевистского сорта, которая приняла активное участие в революции и гражданской войне, в установлении советской власти и вполне отождествил себя с ней, с социализмом (В.Еллан-Голубой, В. Коряк, И. Кулик, М. Ирчан, С. Пилипенко, П. Капельгородский; отдельно в этом ряду стоят рано погибшие В. Чумак, Г. Михайличенко, А. Заливчий).

А на подходе было то и уже включалась в литературную деятельность молодая рабоче-крестьянская интеллигенция, которая участвовала в гражданской войне или приобщалась к первым мер советской власти (Хвылевой, Г. Эпик, В. Минко, И. Микитенко, И. Ле , Г. Косынка, И. Кириленко, А. Головко, П. Панч и др.).

В те годы бурных перемен отбывала быстрая политическая и мировоззренческая революция не только молодых с неоформленным еще мировоззрением (В. Сосюра, который начинал свой путь воином армии УНР, М. Кулиш, который сочувствовал эсерам), но и активных партийных деятелей (К. Буря, в годы революции Левоэсеровский функционер).

Значительные литературные силы сформировались в Западной Украине. Там творились ценности, которые выходили за рамки регионального культурной жизни. Не говоря уже о продолжающемся влиянии Франко наследия, первостепенное значение для всей украинской литературы имела активное творчество О. Кобылянской и В. Стефаника. Свое место на литературной арене занимали Б. Лепкий, В. Пачевский, П. Карманский и и другие "молодомузивци". В сложном спектре западноукраинского литературной жизни с его острой идеологической борьбой в условиях относительной политической свободы и культурного плюрализма вскоре обозначились две полярные ориентации - на Советскую Украину (А. Крушельницкой, И. Крушельницкой, В. Бобринский, М. Ирчан, который поддерживал связи с Галичиной; впоследствии пришли младшие - П. Козланюк, С. Тудор, Я. Галан) и на традиции национально-освободительной борьбы, сечевых стрельцов, УНР и ЗУНР (Р. Купчинский, А. Бабий). Активным было и католическое писательство. За пределами Украины наряду со старшими, известными писателями-эмигрантами в литературную жизнь входили молодые, преимущественно недавние участники освободительной борьбы, защитники УНР, Е. Маланюк, Ю. Дараган.


Другие статьи по теме:
 Общественная и политическая деятельность Николая Кулиша в 1917 - 1920 годах
 Влияние феминизма на литературу последней четверти xix - начала ХХ
 Архаизмы и старославянизмы и их моделирующая роль
 Василий Бобинский - в знания и незнаемые
 Библейские мотивы и образы в творчестве украинских писателей 19-20 веков

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: