В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Исторического романа в стихах "Маруся Чурай"

22-06-2017

Пушкарь - человек высокой культуры. Его любит общество, уважают казаки. Он хорошо различает людей подлых и порядочных. Эпизодическая сцена, когда Мартин выходит из-за стола в суде, чтобы готовить полк в поход, дает читателю немало информации о самом полковника:

Полковник встал, у судьи перепросився,

потому что имел на Белую готовить полк.

Подвинул немного войта и бургомистра.

Поспольство расступилось на аршин.

Как видим, Пушкарь с уважением относится к председательствующему, обычных клерков же просто презирает, подвигая, как неодушевленные предметы. Об авторитете Мартина свидетельствует уважение общины, расступается, давая широкую дорогу своему любимцу.

Большим патриотом изображен Пушкарь в разделе "Осада Полтавы", когда не бросается спасать свои имение, село, лес, а молча смотрит на поругание, потому Полтава дороже богатства:

Сто лет рос. И еще сто лет рос.

Полковник! Это надо провалиться,

чтобы так оне стоять и смотреть! ..

Рубят, проклятые, Пушкаревский лес.

Пушкарь - ничего. Глянул - и ничего.

Спокойные глаза. Седая голова.

Шероховатая кирея цвета ночного.

Смотрел. Думал.

- Скорее бы трава.

Даже Иван Искра, предлагая Чураивны руку и сердце, не представляет их свадьбы без священника и Пушкаря. Авторская симпатия к Пушкаря передана в своеобразном экскурсе в будущее этого полковника:

Еще не старый. Т славу имел, и силу.

(О нем потом думу и состава.

Пройдет семь лет - и голову эти седую

Выговскому на пике подадут).

С особой теплотой выписан образ деда Галерник. Сначала он - живая легенда для маленьких Гриши и Маруси, источник информации о широком мире, Кафу, турецкую неволю; впоследствии начинает восприниматься Марусей как народный умелец, а в конце произведения Галерник, образно говоря, словно выпрямляет плечи, становится символом народного движения, так как считает ниже казацкого достоинства прятаться от ляхов за стенами города:

- Да и то сказать - разве это впервые войско

у меня пройдет здесь по голове? ..

Если бы я мог вам быть полезным,

а то о сабле думать уже нечего.

А был когда-то такой великовоин! -

от трех сабель все еще незажившие.

Дед переживает за больную Маруся, расспрашивает о ней в Искры, но как человек старый и опытный, не советует Ивану надеть за неразделенной любви. В словах Галерник слышится жестокая жизненная правда, по которой даже смерть Маруси - это еще не смерть всему миру: живые должны думать о живом:

- В такой беде никто не порадько.

Ничего не поделаешь. Рады здесь нет.

Чего рвешь воротник? Тут разве духота?

В, нет, подожди, ничего это не даст.

В жизни самое главное - это сознание духа,

тогда и выход найдется из несчастий.

Душа у тебя должен быть крицей.

Так плакать недостойно казака.

Твой отец был, Иван, Остряницей, -

следующий гетман после Павлюка,

Ты сын! Души не будут,

Не имеешь права, ты же не Гриша ...

Историческая эпоха в историческом фоне и выразительных характерах, правдиво протрактованих словесником и правильно да еще и эмоционально воспринятых старшеклассниками, позволяет глубоко понять и основные образы и идеи, выраженные через них. Поскольку образы Григория, Искры И Маруси являются самыми сложными и одновременно самыми важными в романе, ученикам надо раскрыть особенности среды, в которой такие натуры выросли и сформировались, обратить внимание на семейный уклад Бобренко, Чурай, Вишняков, Остряницы. Кстати, представление о родственных Идеалы не обязательно должны вытекать из бытовых сцен, иногда достаточно выразительной художественной детали. Вот, например, слова Искры о своих и Марусин отец:

Мы с ней родные. Мы одного корня.

Пожалуй, один аист нас принес.

Родители у нас бесстрашные и непокоренный

и матери поседевшие от слез.

Глубокое уважение Искры к покойной матери Маруси Чураивны ощущается в удивление удачной метафоре:

Идет Иван. И снова возвращает.

Мыслями снег с могилы одгортае.

В семье Бобренко колоритным образом является бесцеремонная и черствая Орихна Бобренчиха. Уже читая первую главу, мы удивляемся, как могла убитая горем мать, потерявшая единственного сына, немедленно найти аж семнадцать свидетелей. Бобренчипшна речь на суде поражает доброй порцией желчи, яда и грязи. Орихна, совершенно не стесняясь, подробно рассказывает, как подсматривала за молодоженами, не кроется, что знала о грехе между ними, но это ее беспокоило лишь потому, чтобы Гриша не пустился берега;

- Чтобы у замужних погубил подметки?

Или придти к Подносы Кисломедкы,

которая таскалась неизвестно где и с кем!

Грубость, бездушие, неспособность к сочувствию и глубокого страдания даже после наибольшей потери присущи Бобренчиси. Недаром Каким Шибилист, сравнивая Анну Чураиха и Орихну Бобренчиха, язвительно обвиняет последнюю в отсутствии даже любви, ибо главным было для нее богатство и "воевать" за "курицу, за телку, за границу". Во время казни Маруси Бобренчиха пропихивается заранее, чтобы все видеть, а должна лить слезы на свежей сыновней могиле, Однако характеристика этого образа автором и другими персонажами была бы неполной, если бы не самохарактеристика Орихны. Побуждая нерешительного Гриця до женитьбы на Вишнякивиою, мать открывает сыну душу и делится собственным опытом. Но каким?


Другие статьи по теме:
 В своем доме своя правда и сила, и воля!
 Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"
 Поэзия Эммы Андиевской
 Драматургическое творчество Николая Кулиша
 Багровый и "Тигролови "

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: