В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Исторического романа в стихах "Маруся Чурай"

17-08-2017

Роман состоит из девяти разделов, каждый из которых имеет хорошо продуманную название. Произведение начинается фактически с развязки, причем неожиданной И страшной, через который тяготеет к новеллистического жанра, а расположение частей композиции в нехронологичному порядке только увеличивает напряжение и обостряет интерес. Художественное полотно «Маруси Чурай" чрезвычайно компактное-ничего ни прибавить, ни отнять. Внесюжетный раздел «Деловая Балка" и фантастический образ Хо тоже абсолютно мотивированные и взвешенные. В образе деда Галерник и его одинокой дома утвержден не только идею бессмертия нашего народа на многолюдном перепутье Европы, но и проведено своеобразную линию духовного родословной (дед Галерник - Маруся Чурай - Иван Искра. Образ Хо - не просто произведение воображения заключенной Маруси, а субстантивированные выражения гнетущей одиночества, при которой общение с людьми болезненно и лишнее, но общение с самим собой - единственное, спасение от отчаяния и безумия. Раздел «Исповедь» г. экскурсом в прошлое, в нем сконцентрировано и завязку, и кульминацию, но считать его началом содержания произведения неправильно, потому что это разрушит сюжет и исказит композицию. Правильнее будет материал этого раздела сопоставлять с соответствующими событиями, поступками, образами из других частей романа, чтобы иметь о них полное представление.

Произведение считается историческим прежде тогда, когда автор правильно и всеобъемлюще отражает историческую эпоху. Лина Костенко это сделала непревзойденно. Т также принцип условности, по которому в начале романа сама поэтесса признает превосходство художественного домысла над фактами («А что, если бы нашлась хоть одна ..."), не только не снижает читательскую любопытство, а еще больше ее усиливает, заставляя читать художественный текст придирчиво, но как не читай, но не найдешь хоть огрехи, а не то что грубой ошибки в изображении исторического фона.

От картины суда, свидетелей, представителей местной власти, бытовых сцен жизни к колориту казачества в разных ипостасях национальных (полковник Пушкарь, гонец-запорожець, дед Галерник, сам Хмельницкий) перед нами предстает правдивая и полнокровная картина жизни Украины XVII ст. Именно с анализа исторического фона и следует начинать работу над этим уникальным в украинской литературе романом. Автор не идеализирует украинском, но и не изображает их как народ, разобщенный антагонистически-классовой ненавистью, чего в украинской среде не было никогда. Именно поэтому Лине Костенко и забросали постоянно критикуемые в те времена «теорию единого потока» украинской нации (по Михаилу Грушевскому). Группировка персонажей в произведении особое - отрицательных гораздо меньше, чем положительных, да еще и в большей степени негативные не обделены хорошими чертами, и в отношении к Чураивны даже те, ... кто откровенно настроен против нее, не могут избавиться от ощущения моральной и духовной превосходства Маруси над средой . Вот, например, свидетельство далеко не идеальной Параски Демндихы, которая. не без того, чтобы на рассвете украдкой потрясти мужу грушу.

А кто бы еще травил Бобренко Гриця?

Кому он еще так изуродовал жизнь?

Или возьмем сравнение морального статуса Маруси и Гали бродягой Семеном Капканчик, который через примитивность душе даже не понимает, что своими же словами хает и Галю, и себя:

Вот тут и суд на том остановился,

что знали только все, и Галя не глухая,

что сватал ту, а в той оказался.

А кто из нас, как говорится, без греха? ..

Даже войт Горбань, человек очень осторожный и еще и морально червивая, вороватая, находит оправдание Марусиного поступка:

А зелье вещь, вы знаете, капризная -

Здесь оно волшебство, здесь оно и отрава.

Вырисовывая характер этого персонажа, Лина Костенко прибегает к меткой ремарки - авторской непосредственной характеристики:

(Здесь попутное стоит заметить,

что дегтя он имел действительно предостаточно,

поскольку он, как оказалось потом,

"Из кладовой меской тайком деготь воровал").

И этот штрих к портрету лучше объясняет нам, почему так хочется Горбани вымазать Марусини ворота дегтем, почему он так упорно пытается заставить суд не отступить от буквы закона и тем самым создать у сограждан хорошую мысль о себе, о своей порядочности. Но как быстро спадает с войта маска приличия! Вот его реакция на Искриня защиту Чураивны в суде;

Горбань сказал:

- При чем тут песни?

Она же на суд другого совсем ставлена.

И потом, видите ли, слух есть, гы-гы,

что свидетель этот - лицо заинтересованное.


Другие статьи по теме:
 Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха "Правда и кривда"
 Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"
 Багровый и "Тигролови "
 История написания романа Панаса Мирного Разве ревут волы, когда ясли полны?
 В своем доме своя правда и сила, и воля!

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: