![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Исторического романа в стихах "Маруся Чурай" |
01-09-2023 |
Роман состоит из девяти разделов, каждый из которых имеет хорошо продуманную название. Произведение начинается фактически с развязки, причем неожиданной И страшной, через который тяготеет к новеллистического жанра, а расположение частей композиции в нехронологичному порядке только увеличивает напряжение и обостряет интерес. Художественное полотно «Маруси Чурай" чрезвычайно компактное-ничего ни прибавить, ни отнять. Внесюжетный раздел «Деловая Балка" и фантастический образ Хо тоже абсолютно мотивированные и взвешенные. В образе деда Галерник и его одинокой дома утвержден не только идею бессмертия нашего народа на многолюдном перепутье Европы, но и проведено своеобразную линию духовного родословной (дед Галерник - Маруся Чурай - Иван Искра. Образ Хо - не просто произведение воображения заключенной Маруси, а субстантивированные выражения гнетущей одиночества, при которой общение с людьми болезненно и лишнее, но общение с самим собой - единственное, спасение от отчаяния и безумия. Раздел «Исповедь» г. экскурсом в прошлое, в нем сконцентрировано и завязку, и кульминацию, но считать его началом содержания произведения неправильно, потому что это разрушит сюжет и исказит композицию. Правильнее будет материал этого раздела сопоставлять с соответствующими событиями, поступками, образами из других частей романа, чтобы иметь о них полное представление.
Произведение считается историческим прежде тогда, когда автор правильно и всеобъемлюще отражает историческую эпоху. Лина Костенко это сделала непревзойденно. Т также принцип условности, по которому в начале романа сама поэтесса признает превосходство художественного домысла над фактами («А что, если бы нашлась хоть одна ..."), не только не снижает читательскую любопытство, а еще больше ее усиливает, заставляя читать художественный текст придирчиво, но как не читай, но не найдешь хоть огрехи, а не то что грубой ошибки в изображении исторического фона.
От картины суда, свидетелей, представителей местной власти, бытовых сцен жизни к колориту казачества в разных ипостасях национальных (полковник Пушкарь, гонец-запорожець, дед Галерник, сам Хмельницкий) перед нами предстает правдивая и полнокровная картина жизни Украины XVII ст. Именно с анализа исторического фона и следует начинать работу над этим уникальным в украинской литературе романом. Автор не идеализирует украинском, но и не изображает их как народ, разобщенный антагонистически-классовой ненавистью, чего в украинской среде не было никогда. Именно поэтому Лине Костенко и забросали постоянно критикуемые в те времена «теорию единого потока» украинской нации (по Михаилу Грушевскому). Группировка персонажей в произведении особое - отрицательных гораздо меньше, чем положительных, да еще и в большей степени негативные не обделены хорошими чертами, и в отношении к Чураивны даже те, ... кто откровенно настроен против нее, не могут избавиться от ощущения моральной и духовной превосходства Маруси над средой . Вот, например, свидетельство далеко не идеальной Параски Демндихы, которая. не без того, чтобы на рассвете украдкой потрясти мужу грушу.
А кто бы еще травил Бобренко Гриця?
Кому он еще так изуродовал жизнь?
Или возьмем сравнение морального статуса Маруси и Гали бродягой Семеном Капканчик, который через примитивность душе даже не понимает, что своими же словами хает и Галю, и себя:
Вот тут и суд на том остановился,
что знали только все, и Галя не глухая,
что сватал ту, а в той оказался.
А кто из нас, как говорится, без греха? ..
Даже войт Горбань, человек очень осторожный и еще и морально червивая, вороватая, находит оправдание Марусиного поступка:
А зелье вещь, вы знаете, капризная -
Здесь оно волшебство, здесь оно и отрава.
Вырисовывая характер этого персонажа, Лина Костенко прибегает к меткой ремарки - авторской непосредственной характеристики:
(Здесь попутное стоит заметить,
что дегтя он имел действительно предостаточно,
поскольку он, как оказалось потом,
"Из кладовой меской тайком деготь воровал").
И этот штрих к портрету лучше объясняет нам, почему так хочется Горбани вымазать Марусини ворота дегтем, почему он так упорно пытается заставить суд не отступить от буквы закона и тем самым создать у сограждан хорошую мысль о себе, о своей порядочности. Но как быстро спадает с войта маска приличия! Вот его реакция на Искриня защиту Чураивны в суде;
Горбань сказал:
- При чем тут песни?
Она же на суд другого совсем ставлена.
И потом, видите ли, слух есть, гы-гы,
что свидетель этот - лицо заинтересованное.





Добавить комментарий: