В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Исторического романа в стихах "Маруся Чурай"

25-12-2023

К образу Маруси Чурай в литературе художники обращались очень часто. Вспомним лишь историческую повесть русского писателя А. Шаховского "Маруся - малороссийская Сафо", драмы украинских художников Г. Бораковский "Маруся Чурай" - украинская писнетворка ", М. Кропивницькрго" Дай сердцу волю - заведет в неволю ", М. Старицкого" Ой не ходы, Грицю ", поэмы Л. Боровиковского" Волшебница ", С. Руданского" Розмай ", драматическую поэму В. Самойленко" Чураивна "... Но во всех этих произведениях рассматривался исключительно любовный аспект драмы жизни легендарной певицы, что, бесспорно, занижало ее Историческую роль для нации и родного края как певца и совсем не позволяло показать исторический фон, разоренную поляками, но не покоренную и готовую к борьбе под булавой Б. Хмельницкого Украина. Лины Костенко, поставив в центр своего исторического полотна легендарную девушку, заговорила прежде не о любви, а о насущных проблемах своей нации и государства. Про "Маруся Чурай" Лины Костенко И. Дзюба высокого мнения, "Маруся Чурай" напоминает классический архитектурный ансамбль, воплощающий крупный план, большую идею. Поэтический материал разворачивается "сам из себя "по закону внутренней необходимости и внешней целесообразности, а целость предоставляет каждой части высшего значения, он живет сквозной симфонической взаимосвязанностью, взаемопидсиленням Михаил Слабошпицкий тоже ставит исторический роман Лины Костенко на первое место не только в ее творчестве, но и среди украинских произведений XX века: "Маруся Чурай" Лины Костенко - не просто наша обворованная и осквернена История, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII века. Это - история, которая осмысливает себя, мыслящий история ... Это - партитура вечных мотивов духовного бытия народа .. ли и нужно говорить о том, какой невероятной популярности зажил этот роман у нас только за одно десятилетие литературной жизни! Мне кажется, если в национальном литературе есть такие произведения, как "Маруся Чурай", значит, оно не безнадежно, И не безнадежна судьба сказанных - оно выживет и выстоит в этом сложном н трагическом мире, который не имеет сантиментов к одному народу ".

Есть произведения, столь художественно цельные, что неосторожное вмешательство извне (примитивный анализ или ложные объяснения) могут разрушить их первоначальную красоту, изуродовать содержание, исказить до неопознанный образы-персонажи.

Чем талантливее произведение, тем меньше потребность на уроках разбирать его «до винтика». Чем большую долю философского видения вложено в художественное полотно, тем меньше шансов объяснить его единственно правильно и трактовать однозначно. Хорошо бы такие произведения воспринимались каждым Индивидуально, без навязывания уже готовой мысли. Но готов читатель-ученик к такому восприятию?

Не раз будучи присутствовать на уроках изучения романа Лины Костенко «Маруся Чурай», я вздрагивала от полного непонимания произведения самыми словесника, не говоря об учениках, удивлялась примитивной однобокости трактовки образов, абсолютно ненужной дилемме «травила ли не травила», дилетантским домыслам того, чего в романе нет.

Но, возразят мне учителя, не объяснять ученикам текста романа тоже нельзя, не требовать ученических суждений о произведении означает не знать, прочитали, поняли смысл, осудили, а что взяли за образец. Безусловно, обрабатывать этот высокоталантливых роман на уроках надо, но при этом следует обращать внимание не только на сюжет и композицию, а прежде на подтекст; разрушать свои и ученические стандартные представления о добре и зле, которых в чистом виде в жизни нет; заглянуть в души персонажей так глубоко, чтобы увидеть И темные закоулки, и яркие вспышки духовного Огня.

«Маруся Чурай» Лины Костенко - исторический роман в стихах. Роман. Льет в виршах1.1 этого не надо ни на минуту забывать при. Именно поэтому на уроке необходимо приводить не просто цитаты в подтверждение или упрощения определенного мнения, а прежде те афористические философские суждения, в лирике как роде литературы, играют особую роль, исполняя произведение эстетической красотой И мощной воспитательной силой. Таких афоризмов в романе немало, И каждый из них - филигранное отшлифованный самоцвет, туго вделан в чудесную оправу.

Как утверждают ученые, путей анализа художественного произведения не так уж много: анализ «вслед за автором», сюжетно-композиционный анализ и пообразний анализ. И первый, и второй, и третий в нашем конкретном случае эффективным, думаю, не будет. Специфика романа «Маруся Чурай» отталкивает анализ «вслед за автором» как-то для него инородное и пародийное, потому лучше и больше сказать, чем это сделала Лина Костенко, учитель не может, а говоря хуже и меньше, уничтожит право учащихся на первичное, беспристрастное восприятия текста учащимися. Сюжетно-композиционный анализ тоже не даст ощутимых последствий, поскольку не охватывает собственно лирической стороны, а только акцентирует на эпической. Пообразний же при всех усилиях и мастерстве учителя не учитывает образы второстепенные и эпизодические, которые в романе играют существенную роль, поскольку часто вырываются на передний план, иногда даже притинюючы главные образы, постоянно конкурируя с ними по силе художественного решения и типичностью. Следовательно, возникает потребность в анализе-конгломерате.


Другие статьи по теме:
 История написания романа Панаса Мирного Разве ревут волы, когда ясли полны?
 Драматургическое творчество Николая Кулиша
 Голодомор стихов и прозы
 Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха "Правда и кривда"
 Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: