В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

http://blanco-ru.ru/ смесители и раковины мойки blanco официальный сайт.

Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"

23-08-2017

Историческая книга Богдана Лепкого "Мотря": ХРОНОТОПИЧНА СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пространство и время взаимосвязаны и взаимообусловлены. "Мы не знаем ни одного явления в природе, не занимало бы части пространства и части времени" 1, - пишет В. Вернадский. Другой исследователь С. Бабушкин, рассматривая проблему: "Что связывает пространство и время в искусстве?", Приводит слова Ж. Гюйо: "Попробуйте представить себе время как такой? Вы достигнете этого тем, что вообразите себе пространство, Вы будете вынуждены расположить последовательные явления в одну прямую линию, вместить одно явление в одной точке линии, другое - во второй - словом, для того чтобы представить себе время, вы вызовете ряд пространственных образов "2. Поэтому А. Ухтомский вводит в научный оборот термин "хронотоп" на определение часопростору3. Для мировосприятия художественного произведения им впервые воспользовался М. Бахтин. По его мнению, хронотоп - это "существенный взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе ..." 4 Слияние часопросто-ровых примет "обеспечивает эстетично совершенное ценностное познания человека и евиту" 5.

В основе же написания любого художественного произведения на историческую тему лежат два фактора: фактор художественного вымысла и фактор правдивости изображаемого. То-. м, воспроизводя положение Гетманщины в начале XVIII века, Б. Лепкий базирует художественной пространство повести "Мотря" на реальной исторической ситуации. И хотя хронологические рамки изображенного обнимают 1706-1707 годы, автор не ограничивается только этим периодом.

Именно поэтому он стремится воздать должное всем 20-ти годам гетманства Ивана Мазепы. Ведь вошел этот период в историю как "периклив возраст расцвета Украина" (Ю.Иван-ченко) 6 или как "золотой век" (Д. Дорошенко) 7. Мазепа положил конец Руини, окончательно обессилела Украинское казацкое военное государство, стабилизировал жизнь народа, заботился об образовании и культуре, перестраивал церкви, укреплял города. Это было время всеобщего благосостояния украинский. Отзвук его находим в повести в огромном хронотопе побутовости.

Художественное время здесь, так сказать, будничный, с интригами, конфликтами, мелочными проблемами, он протяженный, нудный, местами приближается к циклическому, приметы которого, по М. Бахтину, "простые, грубо-материальные, крепко срослись с бытовыми локальностями" 8. И

'Из рукописного наследия В. И. Вернадского / / Вопросьи философии. - 1966. - № 12. - С.112.

2 См.: Бабушкин С. Проблема художественного време-ни пространства / / Пространство и время. - М., 1984. - С.280.

3 См.: Ухтомский А. Письма / / Пути в незнаемое:

(Сб.Ю). - М "1973. - С.398.

4 См.: Бахтин М. Формьи времени и хронотопа в романе / / Вопросьи литературьи и зстетикы. - М. 1975. - С.234.

5 См.: Кирьянчук Б. Романы Ивана Франко 90-х годов XIX века: проблема времени-пространства: Автореф. дис. ... Канд.филолог. наук. - М., 1993. - С.61.

6 См.: Иванченко Ю. От составителя / / Мазепа: Сборник. - М., 1993. - С.5-8.

7 См.: Дорошенко Д. Очерк истории Украины. - М., 1991. - Т.2. - С.130-134.

8 См.: Бахтин М. формьи времени и хронотопа в романе. - С.396.

хотя в "Мотри" нет повторения со дня на день одних и тех же действий, создается впечатление, что жизнь героев проходит в неизменном ритме. Иначе чем объяснить то, что Б. Лепкий аж в трех разделах ("Утром", "На крепости", "Мария-Магдалина") описывает житье-бытье всего лишь одной половины дня гетмана и больше к этому не возвращается? Выступают вперед и чисто материальные потребности. Например, для генерального судьи Василия Кочубея главнее вкусно поесть, выпить и хорошо выспаться. От его беспокойной молодости осталась только коллекция оружия.


Другие статьи по теме:
 Природа сатиры и юмора в творчестве О. Вишни
 Автобиографический элемент в лирической драме И. Франко "Увядшие листья"
 Поэзия Эммы Андиевской
 Анализ киноповести Довженко "Украина в огне "
 Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: