В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"

24-12-2022

Возрождение Мотриной душ! требует гармонии с природой: "проходи скорее, зима, развивайтесь луга, розц-здоровайтесь цветка, верните птицы из далеких краев, пойте песню радости и любви ..." (С.306).

Пространством для влюбленных становится солнце, небо, звезды, луна. Превалирует вертикальность над горизонтальными измерениями, то ли герои витают в вышине, в мечтах. Бросаются в глаза световая акцентация, параллель между людьми и небесными светилами: "Мотря, солнце мое!" (С.290, 306, 320).

Неслучайно праздник души наших героев совпадает с наибольшим зимним праздником - Рождеством Христовым. Ведь с рождением Христа у человечества укрепляется надежда на спасение, а у влюбленных - вера в освобождение Украины. И даже зима не вступает в конфликт с молодецкими намерениями героев, свидетельством чего погожие, красивые дни. Но тепло зимой непрочное, оно быстротечно, как и идиллия в отношениях гетмана и дочери генерального судьи. На душе остается холод и боль, а "над Бахмачем гудели ветры и мело снегом" (С.382). Разрушение идиллии обусловлена ​​сопротивлением среды - возникновением препятствий со стороны Кочубеевских семьи и хронотопом сновидений, который вносит в слишком медленную длительность действия элементы тревоги.

Сон - это "выпадение из непрерывного потока времени, размыкание-его неумолимой непрерывности" 16. В нем с калейдоскопической скоростью могут быть представлены фантастически сконцентрированы или развернутые вариации времени и пространства, предвещают лучшие или худшие ситуации и обстоятельства. Сны же в повести Лепкого "Мотря" вызваны одной проблемой - соревнованиями гетмана за суверенность Украины. Она связана с любовью героев.

15 См.: Безушко В. Из разговора с Богд.Лепким, автором "Мазепы" / / Дело. - 1930. - 4.6. - С.5.

16 Ломинадзе С. На фоне гармонии (Лермонтов) / / Теория литературньих стилей: Типология стилевому развития нового времени. - М., 1976. - С.353.

Сновидения Ивана Чуикевича (озеро в леске), на первый взгляд, не отличается далеко от времени действия. Оно якобы является отражением стремлений канцеляриста защитить от всяких неожиданностей любимую гетмана Мотрю. На самом же перебрасывает мостик в будущее, во время Полтавской битвы, когда казаку придется бороться за честь и свободу Гетманщины.

О скором крахе Мотрины надежд и гетманских мечт по освобождению родной земли "сообщает" сон дочери генерального судьи в Бахмаче: "Ходила с гетманом по облаках, ища своей зари", ее звезда "в неизвестность покатилась ... Темно ..." Гелена "пламенем вспыхнула, полнеба заревом озарило и - погасла. Темно, даже черно. Качаются облака под ногами, небо, бушующее море, ни идти по нему, ни на землю вернуть ...

Хорошо, что белые кони гонят. Черные сани безгласно сунуться за ними ... Мотрю какая холодная рука потянула в сани, - гонят ... Луна, солнце, звезды - все такое большое, страшное, чужое - позасвитне.

- Тпру! - И сани остановились перед монастырской оградой ... "(С.374).

Топос зари имеет двойное значение. Он отражает судьбу человека и одновременно отождествляется с ее мечтами и притязаниями. Яркость звезды измеряется тем значением, которое достигает человек в обществе, и величием ее стремлений. Темень, чернота, облака, бушующее море сигнализируют о трагедии, тупик, крах надежд. Белые кони с черными санями символизируют боль и сожаление, а монастырские врата является своеобразным знаком прощания с миром. Действительно, Мазепин попытки получить Украина волю захватит многих, и все же терпит неудачу. И идея суверенности длительное время не пробиваться наружу, как бы жевритиме раза в глубинах душ, словно за стенами монастыря.

Можно сказать, что художественный хронотоп "Мотри" отражает общие эстетические и философские представления автора о изображаемую им сутки (начало Хуииист. На Украине) и проекция ее в масштабы будущего. Направлен он на воспроизведение объективных сторон жизни, на анализ переживаний героев. Интересно, что Б. Лепкий не пытается дать широкого описания пространственных единиц, а просто называет их, как это делают в поэтическом произведении, оставляя за читателем право на самые разнообразные ассоциации.


Другие статьи по теме:
 Анализ киноповести Довженко "Украина в огне "
 Рассказы для детей и о страждущую судьбе детей-сирот
 Природа сатиры и юмора в творчестве О. Вишни
 История написания романа Панаса Мирного Разве ревут волы, когда ясли полны?
 Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха "Правда и кривда"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: