В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"

20-08-2017

Думаю, что именно в повести "Мотря" разгадка и завершения всего исторического цикла, скрыт трагический конец Ивана Мазепы. Посмотрим на развитие событий, посвященных достижению государственности Гетьманщины в следующих томах: "Не убивай", "Батурине", "Полтаве", "Из-под Полтавы в Бендеры", - и мы заметим гармонию даже в пространстве. В "Не убивай" идет активное подготовка к разрыву с Московией, ее можно ассоциировать с периодом устных и письменных разговоров гетмана с Матреной. Хронотопы в обоих случаях подчиняются мотива тошнотворного ожидания. В "Батурине" видим первую попытку непослушания царю, первую борьбу и трагическое завершение ее - уничтожение к фону гетманской столицы. В "Мотри" это отвечает ужасной встречи в непогоду темной ночью Кочубеев с дочерью и приг-торення ее в монастырь. "Полтава" воспроизводит сплочения украинских и шведских сил, планирование ими новой борьбы, незначительные бои и адские погодные условия, наконец генеральное сражение и трагическую поражение Кардового и Мазепиних войск. Это период относительного спокойствия. Уподобление его с первой повестью эпопеи находим в побеге Мотри в Бахмач, что является проявлением неповиновения родительской воле и продолжением борьбы за собственное счастье, в коварных действиях Кочубеихи, которая стремится похитить дочь и опозорить гетмана, и в печальном Мазепиному решении отпустить Мотрю к родителям. Акцентирование внимания на болезни дочери генерального судьи словно напоминает: идея независимости уже частично подорвана. Уничтожен Бату-рин является свидетельством этого. И хотя в конце наступает выздоровление, оно есть, по сути, только заликуванням того удара, который нанес казакам ужасно изуродованной столицы и удвоением стремления борьбы за суверенность Украины. Наконец заключительный том "Из-под Полтавы в Бендеры" напоминает последние страницы "Мотри". Герои смирились с судьбой, им пришлось распрощаться со своими желаниями и лишь надеяться, что в будущем они все-таки осуществятся.

Ассоциирования Мотри с идеей независимости требует своеобразного освещения ее личного пространства. В начале первой части повести цикла он представляется только как хронотоп порога. Ведь в условиях общего блага и относительного спокойствия о суверенности государства забывают. Пространство мнений старшин, олицетворением которых является Кочубей, не выходит за пределы вещественного богатства, а символы прошлой казацкой вольницы - пистоли, панцири, шлемы - спрятано в его "святыне". Неудивительно, что Мотри тесно в богатых горницах.

Для девушки солнце является воплощением чистоты и истины, которая дается нелегко, но "тщетно и хилое, что солнца боится, перед ветром гнется, пусть пропадает" (С.94). Зрение ее часто прикован к окну. Живет Мотря на чердаке, где окна очень широки. "Из них видно совсем далеко более верхом

деревьев, аж на шлях "(С.72). Окно является символом общения с внешним миром. Жизнь на чердаке контрастирует с жизнью в нижних покоях, как высокие душевные порывы с никчемными желаниями собственной выгоды (интересно, что Кочубеихи никогда не поднимается на чердак ). Дальний шлях ассоциируется с будущим. Родственные Мотрей топосы сигнализируют, что ее подлинность где-то впереди, в мечте, а настоящее, как 'и прошлое, есть лишь призрачность существования: "Дышать нечем, слышу кровь, слышу дым, трещит в основах дом, валится, а им снится свадьба! "(С.113).

Порог показывает отчуждения Мотриной души от того времени и пространства, в котором она живет. Отображает он кризис в жизни девушки, которая проходит благодаря встрече с гетманом, что происходит в прекрасную, солнечную, как пасхальную, день. Эта встреча помогает Метро понять собственные стремления и идеалы и даже в корне нарушает ее жизни. Встреча в конце концов становится перщопоштовхом к становлению идиллического хронотопа, который охватывает почти весь второй том "Мотри".

Идиллический хронотоп выражается в особой взаимодействия времени и пространства. Действие происходит в одном месте - в гетманском дворе в Бахмаче. Все в этом топос является близким и дорогим для героев. Нет интриг, злоумышленников, насмешников. Здешние люди понимают влюбленных и сочувствуют им. В палатах Мазепы господствуют счастье и любовь. Здесь нет бытовых проблем, так как идиллия не знает мелочи. Она дает понимание того, что материальные богатства - это еще не рай. Персонажи живут в чрезвычайном эмоциональном подъеме, в ближних они видят только прекрасное. Оказывается временная дихотомия "когда-теперь": "Первое люди передвигались перед ней (Мотрею. - Б.В.), как образы, прыгали, как куклы в вертепе, она видела их этажа, не вдумываясь в их нрав, не спрашивая, как они слышат и что себе думают.

Теперь интересовалась всеми, даже старым медиком "(С.307).


Другие статьи по теме:
 Рассказы для детей и о страждущую судьбе детей-сирот
 Автобиографический элемент в лирической драме И. Франко "Увядшие листья"
 Багровый и "Тигролови "
 Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"
 Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: