В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"

23-08-2017

Расширяя рамки топосов, автор достиг целостности в освещении бытия города. По Б. Лепким, пространство Киева - это единство контрастов: благосостояния и тяжелой жизни, спокойствия и тревоги. Он не приходит в противоречие с общим положением Гетьманщины в начале XVIII в. И все

11 См.: Л ипи ский В. Письма к братьям земледельцев .- Нью-Йорк, 1954. - С.421-427.

12 Безушко В. Лепкого "Мазепа" / / Дело. - 1929. - 4.78. - С.З.

13 Бахтин М. Формьи времени и хронотопа в романе, - С.397.

же хронотоп порога оказывается здесь не так отчетливо, как на периферии. Ведь в пути отряда Ивана Чуйкевича в Ковалевку и генерального судьи в Батурин видим конкретные столкновения с московским войском. Такой ход событий, с одной стороны, отчетливо свидетельствует об усилении временной неопределенности, с другой - соответствует историческим данным об издевательствах Московии над украинским, находившихся под ее протекцией.

Часопросторова неуверенность в дороге Кочубея усиливает сопротивление среды (по определению Д. Лихачева) 14, который вызывается погодой, которая превращает путь в болото и озерца. "Как попал туда повез, то застревал по оси, и надо было его вытягивать" (С.176). Плохая погода обнаруживает своеобразную преграду двигательные возами генерального судьи. Она оплакивает его судьбу. В солнечной Ковалевке остался Кочубеев непрочный покой. Батурин станет местом тревог и интриг, поэтому дорога не пускает Василия Леонтьевича туда.

Пространственные объекты, как! видно из окна кареты; вызывают у героев рефлексии над судьбой Украины, а иногда просто ужасают, как, например, образ повешенного, на белом черепе которого "сидел черный ворон, чистил свой клюв к человеческой кости и, махая крыльями, обрывал и пускал по ветру останки чуба "(С.177). Топосы глухих закоулков Гетьманщины вынуждают читателя сомневаться в Те благополучии и признать, что напоминает она "тот строй, который подрастет немного, то его отрежут, и он никак не может развиться в полный рост" (С.176).

Казалось бы, пространство боли и беспокойство за будущее Украины должны на задний план оттеснить любые проблемы частной жизни. Но Б. Лепкий решает иначе: сквозь общий грусть пробивается и уверенно промощуе себе дорогу любви Мотри и Мазепы. Это ярко видно при анализе иерархической структуры хроното-пол, составляющих композиционную основу "Мотри".

Отправным пунктом действия является хронотоп пиру в честь царя в Киеве. Пир можно воспринимать как апофеоз встречи. Встреча Петра I с казацкой верхушкой предопределяет возникновение хронотопа порога старшин, который усиливается встречей с дедом-символом казацкой славы. На этом четкая связь хронотопов обрывается. Но через некоторое время возникает уже другая взаимодействие часопрос-торов, которая берет начало опять же с банкета, правда, уже на хуторе Кочубея в Ковалевке, где генеральный судья чтит украинскую рейментаря. Встреча-банкет в Ковалевке ведет к метафорическому хронотопа цветистых огней, которые, под свою очередь, "разветвляются" на цветистые огни Кочубея и Искры и цветистые огни Мотри и Мазепы. Первые находят свое продолжение в повести "Не убивай", вторые детерминируют по-роговую стадию в семье Кочубеев, которая снимается хронотопом дороги Мотри в монастырь. В дороге происходит встреча - похищение дочери генерального судьи. Похищение совмещается со знакомством с Мельничка и мельником и изменяется дороге на Бахмач. С одной стороны, дорога влияет на становление идиллического хронотопа, с другой - на хронотоп порога для Любви Федора равняется и Василия Леонтьевича. Развязка происходит благодаря встречам и дороге.

Рядом и в тесном взаимодействии с Мазепиной сюжетной линией развивается и линия Ивана Чуйкевича. Она не так важна, как гетмана, и выражается в такой часопрос-торов последовательности: дорога - встреча - порог.

Как видим, автор начал повесть из решительной политической ноты, акцентируя на пространстве Гетманщины начала Великой Северной войны, а затем повернул в совершенно другую сторону. Именно таким ходом действия он попробовал напомнить читателю, что является прежде лириком, поэтому его воображении тис-

14 См.: Лихачев Д. Позтика художественного прост-ранства / / Избранньие работьи: В 3 т. - Л., 1987. - Т.1. - С.629.

но в пределах исторической эпохи первой половины XVIII века, она способна творить несколько иные комбинации времени и пространства. Этой цели подчинил он применение символики, которая прежде всего касается фигуры Мотри Кочубеевны.

В интервью В. Безушко Б. Лепкий то высказал мысль о том, что в образах Ивана Мазепы и Мотри имеем проекцию на одну и ту же личность - украинского гетмана ", поэтому, рисуя во внешнем сюжете Мотрю как гетмана любимую, он стремится в ее образе воплотить идею независимости: "Она его праздник, его надежда, что придет великий день Воскресения, когда на всей Украины заигрывают воскресни звоны и брата обнимет и ненавидя себя встретятся словами: брат, сестра! мы вольны, вольны! "(С.284). Мазепа же - носитель этой идеи. Олицетворением лучших патриотических сил Украины выступает Иван Чуйкевич.


Другие статьи по теме:
 Анализ киноповести Довженко "Украина в огне "
 И злиться опять со своим народом (Елена Телига)
 Багровый и "Тигролови "
 Рассказы для детей и о страждущую судьбе детей-сирот
 Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: